?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1.jpg

К.С.Мельников во дворе своего дома. 1936


2.jpg

«Кредо». 1966 (фрагмент)


Впервые публикуемые сегодня документы – это подготовительные материалы для книги К.С.Мельникова «Архитектура моей жизни» (11 машинописных листов с рукописными вставками 1966-1968 гг.), недавно переданные нами в РГАЛИ, в фонд В.В.Чаплиной.

Как они оказались в архиве писательницы?
По всей видимости, во время своего последнего пребывания в Москве, летом 1969 года, Лидия Чаплина вместе с дочерью Верой побывала в гостях у Константина Мельникова. Отношения между Лидией Владимировной и Константином Степановичем были более чем дружеские – скорее они были родственные, а Вера Чаплина, которой было уже за шестьдесят, продолжала привычно называть Константина Степановича «дядей Костей».
Об отношении Мельникова к семье Владимира Михайловича Чаплина, сыгравшего решающую роль в его образовании и воспитании, лучшего всего говорит значительное место, уделенное воспоминаниям о В.М.Чаплине и его семье в краткой по объему книге «Архитектура моей жизни». Мы уже подробно рассказывали об этом: http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/11990.html
В письме к американскому искусствоведу Ф.Старру К.Мельников дал очень емкую характеристику своему воспитателю: «…американцу трудно представить, что в России были и есть натуры, способные бескорыстно творить Добро…» (Фиалковская Т.А., Гельман Н.А. Памяти В.М.Чаплина // Водоснабжение и санитарная техника. 1983. № 7. с. 29)

Константин Степанович был на три года младше Лидии Владимировны, и, вероятно, у него еще с детских времен сохранилось к ней отношение, как к более старшей. К тому же дочь В.М.Чаплина для Мельникова оставалась воспитанницей и наследницей своего отца, поэтому он не мог не познакомить ее с итоговым трудом своей жизни – подготовленной рукописью будущей книги. Но он не только рассказывает Лидии и Вере Чаплиным о своей рукописи, а передает им копии нескольких ее фрагментов (11 листов), среди которых, как теперь стало понятно, оказались два материала, вообще не попавших в книгу – авторское «Кредо» (1966) и перевод статьи влиятельного американского архитектурного критика Ады Луизы Хакстейбл «Новый мир, старые мечты» (1967), приезжавшей в Москву и встречавшейся с Константином Мельниковым.

Итак, вот сканы этих документов, отныне хранящихся в РГАЛИ, в фонде Веры Чаплиной (№ 3460):

Мельников К.С. Вступление к книге «Архитектура моей жизни» (1966, редакция несколько отличается от книжной, с. 57):

3.jpg



Мельников К.С. Кредо (1966, не включено издателями в книгу):

4.jpg

5.jpg

(отзыв международного жюри выставки в Мадриде (1931), о котором упоминает Мельников, дан в книге на с. 203)



George Waldemar. Les sections étrangères // «L’Amour de l’Art», 1925, № 8, p. 281
(из статьи «Иностранные разделы», о павильоне СССР, (1925) Вальдемара Жоржа (1893-1970) французского критика в области архитектуры; версия перевода отличается от опубликованной в книге на с. 168):

6.jpg




Van de Velde Henry // «Neue Rundschau», 1925; «Werk», 1965, № 1
(из статьи «Парижская выставка декоративного искусства» (1925; 1965) бельгийского архитектора, дизайнера и теоретика Анри ван де Вельде (1867-1957), одного из создателей стиля модерн; в отличие от опубликованного в книге на с. 170 краткого фрагмента, здесь представлен полный текст):

7.jpg



Bourgeois Victor. Salut au constructivisme // de la Revue «Zodiac», № 1. Bruselles, 30.10.1957
(из статьи «Привет конструктивизму» (1957) бельгийского архитектора Виктора Буржуа (1897-1962), представителя функционализма, директора технических работ на Парижской выставке 1925 г.; в отличие от опубликованного в книге на с. 170-171 краткого фрагмента, здесь представлен полный текст):

8.jpg




Aloi Roberto. Esposizioni – Architettura allestimenti, Milano, 1960. XLVI + p. 337
(из книги «Выставочные павильоны и экспозиции выставок» (1960) итальянского художника, скульптора и критика Роберто Алои (1897-1981); не опубликовано в книге):

9.jpg




Huxtable Ada Louise. New world, old dreams. The New York Times, 30.10.1967
(статья «Новый мир, старые мечты» («Нью-Йорк Таймс», 30.10.1967) американского архитектурного критика Ады Луизы Хакстейбл (1921-2013); не опубликована в книге). Увы, это 4-я или 5-я машинописная копия, так что читать ее будет трудновато:

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg


Книга «Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика» (Сост. А.Стригалёв и И.Коккинаки) не была опубликована при жизни Константина Степановича Мельникова. Он умер в 1974 году, книгу издали лишь 11 лет спустя.
Не дождалась публикации и редактор книги Ирина Яковлевна Цагарелли (в выходных данных ее имя указано в траурной рамке), с которой Вера Чаплина познакомилась в 1970-х, в одной из своих поездок в Малеевку. Вера Васильевна, всегда высоко ценившая память великого архитектора и друга семьи Чаплиных, не могла не рассказать редактору издательства «Искусство» о хранящихся у нее материалах. Но, по всей видимости, аналогичными материалами располагали и составители книги – так что эти бумаги остались невостребованными в ее архиве.


И в завершение еще несколько фотографий:

Во дворе дома 16 по Б.Дмитровке испр..jpg

В.М.Чаплин (второй слева) с семьей и своим воспитанником Костей Мельниковым (второй справа) во дворе дома № 16 по Большой Дмитровке (крайняя справа – Лида Чаплина, у которой через 4 года родится дочь Вера). Зима 1903/1904



14..jpg

Константин Мельников с женой, Анной Гавриловной Яблоковой, и дочерью Людмилой. 1913



15..jpg

Они же и Володя Чаплин, 19-летний сын Владимира Михайловича. 1914


В 1919 году Владимир Чаплин, воспитанник петроградского Михайловского артиллерийского училища, как белый офицер был расстрелян большевиками «за антисоветскую агитацию». В Москве остались его жена Евгения и двухлетняя дочь Соня. В.М.Чаплин поселил их в своей квартире.

16..jpg

Евгения Вейс и Соня Чаплина. Начало 1920-х



17..jpg

Прошло еще 10 лет. В 1933 году умерла Евгения Вейс. На этом снимке 19-летняя Соня Чаплина (вторая слева) со своими старшими друзьями, детьми Мельникова – Виктором и Людмилой – и самим Константином Степановичем. Во дворе дома Мельникова. 1936



18..jpg

Наташа Крымова, дочь Сони Чаплиной, (слева) и Люда Михайлова, дочь Веры Чаплиной
Во дворе дома 16 по Пушкинской. 1948


При подготовке этого поста использованы фотографии из архива Веры Чаплиной и семейного архива Наталии Крымовой.
.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
livejournal
May. 26th, 2016 05:05 pm (UTC)
Константин Мельников. Публикация документов
Пользователь 1_9_6_3 сослался на вашу запись в своей записи «Константин Мельников. Публикация документов» в контексте: [...] фотографий) смотрите в «Архиве Веры Чаплиной»: http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/65587.html [...]
il_ducess
May. 26th, 2016 08:14 pm (UTC)
послала ссылку в Дом-Музей Мельникова)))

А Наталья Крымова - это театральный критик?
vchaplina_arhiv
May. 27th, 2016 04:31 am (UTC)
...в Дом-музей Мельникова? (в смысле, в музей отца и сына?..)

Наталия Крымова - архитектор.
il_ducess
May. 27th, 2016 10:33 am (UTC)
ну да Музей отца и сына, который)

А Вы поддерживаете отношения с внучками К. Мельникова?
vchaplina_arhiv
May. 27th, 2016 11:06 am (UTC)
Нет, после общения с Виктором Константиновичем в 2004 году мы с Мельниковыми не встречались. А Крымовы с внучками общаются.
belkafoto
Jul. 8th, 2016 11:27 am (UTC)
почти по теме
Пролистывая ваш совместный журнал, обратил внимание на то, что народ часто благодарит. Ну, что же, и очень хорошо. Не перевелись еще благодарные люди. Которые говорят спасибо, за то, что завели, за то, что подвесили, за то, что не лень вас читать... Ну и, объем обозримый. Слава Б. не 2 тыщи постов, не 4 или - сладко зажмуриваясь - не 10...

Потом заметил, что чтение затягивает. Но и это бывает, да, не часто, но имеет место.

Затем пришлось признаться самому себе, что от текста исходит некая инфлуэнция, радиация. Похоже, что Солярис посылает беспокоящие сигналы. В Живом Журнале много интересных проектов, но ваш - решительно отличается. Подталкивает к вопросам, простым или НЕудобным, НЕловким. Приглашает реагировать.

Г. Стайн приписывают изобретение термина "потерянное поколение". Что можно сказать о 3-4 поколениях прокантовавшихся после 1917 года? Как и что СЕЙЧАС объяснять детям и внукам? Героически разломали в зазубринские щепки клетку капитализма, чтобы потом в нее, звеня и подскакивая, вкатиться?

Материал, которым вы располагаете, позволяет (как в описанном казусе с Шаляпиным) определиться и с галеркой, и партером.

Вглянуться в мыслящий океан еще не ушедшего ПРОШЛОГО. Нашего? Общего? Именно это, наверное, объединяет ваших читателей, таких разных и далеких. Не правда ли?

Вас беспокоит вопрос о соотношении необъятного объема материала и возможной его запаковкой/распаковкой, расфасовкой. Может быть дверь уже открыта? С одной стороны, для широкой публики, републикации популярных рассказов В.Чаплиной с минимальными объяснениями. (Что подталкивает заинтересованых рыть еще...).

С другой стороны (железной дверцы), со-трудничество для тех, "кто в Теме", с развернутыми комментариями. Тропинки эти представляются параллельными и обе ведут в будущее.

Еще одной вполне себе перспективной формой мог бы быть киносценарий. Объяснюсь: материал у вас настолько богат, что позволяет сделать многосерийную (теле)ленту. Повышенный интерес не только к (письменному) тексту, но и визуальным явлениям, позволит вам уверенно контролировать (насколько это можно предвидеть) живописные фото/кино решения. И здесь уже имеется задел аж с 35 (?) года.

Остается "только" развить и углУбить...
vchaplina_arhiv
Jul. 8th, 2016 01:34 pm (UTC)
"Делай, что должно, и будь что будет"
Ваш обширный интерес к архиву Веры Чаплиной - явление исключительное и для нас очень ценное. Но, конечно, не одинокое.
Правда, наш опыт подсказывает, что интерес к подобным источникам переживает недолгий расцвет, а потом естественным образом иссякает (за исключением нескольких случаев завязавшихся личных знакомств читателей этого жж и его соведущих).
Мы спокойно относимся к этому спаду интереса и не стараемся поддержать его искусственно. Главное в том, чтобы продолжать время от времени делиться здесь тем материалом, над которым мы работаем ради собственного исследовательского интереса.

Спасибо за оценку достоинств наших постов. Конечно, материал требует нашего осмысления, группировки, и поэтому каждый пост становится для нас творческим испытанием. Чем дальше, тем больше - так как всё, что лежало на поверхности, уже показано здесь или опубликовано в книге.

Что же касается киносценария - то это не к нам. Опубликованным материалом может воспользоваться каждый свободный киносценарист и сделать это профессионально.
Хотя, думается, проблема здесь в том, что на фотках и бумажках кино снять будет трудно. Архивных кинокадров - ничтожное количество. Записанное нами в 1988 году "подпольное интервью" с Верой Васильевной - некондиционного качества (немецкая журналистка Антье Литц, делавшая в 2011 году передачу о Чаплиной для радио SWR 2, так и не смогла вставить в нее ни одного фрагмента из этой аудиозаписи).
А для съемок игрового кино про Веру Чаплину потребуется актриса-дрессировщица, вернее, дрессировщица-актриса, способная работать в кадре со взрослой львицей - это будет очень дорогостоящий проект.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

1930-е
vchaplina_arhiv
vchaplina_arhiv

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner