?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

11 января 1966 года Вера Чаплина делает вырезку из «Литературной газеты» – статьи-публикации В.М.Быкова «Неизвестное письмо Джека Лондона» (Анне Струнской, от 13.10.1904) и подписывает ее: «Лит. газ. 11/I-66 г.»
В критическом письме к своему другу и соавтору Джек Лондон высказывает важные мысли об особенностях рассказа как жанра:
«…Развитие здесь слишком быстро и пунктирно. Слишком оно в повествовательном духе, а повествование только тогда хорошо в рассказе, когда оно идет от первого лица.
…Вам нужно разработать развитие сумасшествия героя, его собственную психологию, психологию жестокости идеалистов из Ист-сайда, как Вы это сделали в разговоре со мной… Взяв великолепный сюжет, Вы не раскрыли его во всем великолепии. Вы владеете им целиком и полностью, – Вы понимаете, но Вы еще не выразили своего понимания в такой мере, чтобы и читатель понял. Точно такие же критические замечания я бы, пожалуй, отнес ко всем Вашим рассказам.
Запомните следующее: нужно ограничить рассказ предельно тесными хронологическими рамками – днем, если можно, часом, а если, как это иногда бывает в лучших рассказах, приходится охватывать большой период времени – месяцы, то просто намекните, бегло, между прочим, сообщите о прошедшем времени и ведите рассказ только о решающих моментах.
Видите ли, развитие не присуще рассказу, это особенность романа.
Рассказ – это завершенный эпизод из жизни, единство настроения, ситуации, действия…»

Скан всей публикации:



Comments

( 15 comments — Leave a comment )
dorys
Feb. 8th, 2016 05:18 am (UTC)
Спасибо! Очень интересная заметка! Советы Мастера не стареют!:)
vchaplina_arhiv
Feb. 8th, 2016 12:07 pm (UTC)
И мало того, что не стареют, так еще служат образцом сжатости и точности формулировок. Да еще и с отсылками на конкретные примеры.
А какая щедрость! Это письмо - как слиток золота.
Не всякий литератор будет так просто делиться с коллегой подобными ценностями.

Кстати говоря, это единственная подобная вырезка во всем архиве Веры Чаплиной. Настолько существенны оказались советы 28-летнего Джека Лондона для писательницы с казалось бы уже давно сформировавшимся стилем.
livejournal
Feb. 8th, 2016 05:35 am (UTC)
Об особенностях рассказа
Пользователь dorys сослался на вашу запись в своей записи «Об особенностях рассказа» в контексте: [...] Оригинал взят у в Об особенностях рассказа [...]
belkafoto
Jul. 8th, 2016 08:39 pm (UTC)
развитие не присуще рассказу, это особенность романа.
Надо подумать. Что - в данном контексте - затаилось за словом "развитие". И какое слово было употреблено в оригинале...(development"?)
vchaplina_arhiv
Jul. 9th, 2016 06:02 am (UTC)
Re: развитие не присуще рассказу, это особенность роман
Кажется, Джек Лондон дал здесь достаточно ориентиров для понимания этого слова в сравнении жанров рассказа и романа. Контекстом данного сравнения является масштаб времени. Рассказ - это замкнутый в себе "эпизод из жизни", в котором есть "единство настроения, ситуации, действия" и течение времени в него не допускается или не рассматривается. Развитие во времени (по Джеку Лондону) - отвлекает и перегружает рассказ, раздувает в нем "большую форму", которая свойственна роману.

belkafoto
Jul. 9th, 2016 06:14 am (UTC)
Кажется, Джек Лондон дал здесь достаточно ориентиров
Думаю, что Вам виднее.

Но мне представляется, что развитие, КОНЕЧНО, рассказу присуще. Только носит оно, что вполне естественно, иной характер.

Излишнюю категоричность уважаемого Д.Лондона можно смело списать на его молодость.
vchaplina_arhiv
Jul. 9th, 2016 06:27 am (UTC)
Re: Кажется, Джек Лондон дал здесь достаточно ориентиро
Тут никому не может быть виднее. Но точка зрения Д.Лондона полностью оправдана и даже санкционирована А.Пушкиным: "писателя нужно судить по законам, им самим над собой признанным".
belkafoto
Jul. 9th, 2016 06:45 am (UTC)
им самим над собой признанным
То есть, можно спокойно оставить тень Лондона с его забавным мнением....
vchaplina_arhiv
Jul. 9th, 2016 07:03 am (UTC)
Re: им самим над собой признанным
Безусловно!
Но в нашем конкретном случае можно сделать и кое-какие умозаключения - раз Вера Чаплина сохранила для себя эту вырезку.
belkafoto
Jul. 9th, 2016 09:34 am (UTC)
можно сделать и кое-какие умозаключения
Вопрос упирается в то, КАКИЕ она сделала заключения?

(Пытаясь рационально осмыслить, что является предметом нашего дружеского - "френдского, френдливого, френдового"? - разговора, можно предположить: непроговоренныый исходный критерий.

Для меня, "развитие" есть (в какой-то степени) синоним "изменения вообще". Поэтому, я с трудом представляю "рассказ" без него.)

Edited at 2016-07-09 09:35 am (UTC)
vchaplina_arhiv
Jul. 9th, 2016 01:25 pm (UTC)
Re: можно сделать и кое-какие умозаключения
Какие умозаключения сделала в 1966 году по рассматриваемому вопросу Чаплина останется неизвестным. И ставила ли она вообще вопрос в такой плоскости?
Но тем не менее, "развитие" и "изменение вообще" можно не рассматривать как синонимы. Изменения могут носить не развивающий, а ситуационный характер, и в целом ряде рассказов Чаплиной (эксцентрического плана) этим дело и ограничивается. Лисенок Куцый не развивается в описываемых ситуациях, для автора и читателей он лишь раскрывается во всей своей искрометной красе.
belkafoto
Jul. 9th, 2016 02:17 pm (UTC)
Лисенок Куцый не развивается
Ваш пример убеждает меня, что мы видим нЕчто, с разных веток дерева.

Осмелюсь предположить, что Ваша позиция вызывается "искусствоведческой точкой зрения".

Да, можно утверждать, что ("движения нет", - сказал мудрец брадатый...)в данном рассказе нет "развития", а "меняется" ЛИШЬ ситуация.

Ну, а мой "ответный ход" может выглядеть так: с точки зрения читателя, худой лис с КУЛЬТЕЙ вырастает в Робин Гуда и борца с кровавым рыжимом... То есть, изменение ситации - это и есть развитие.

А Д. Лондон в свои 24 годика, мог просто выпендриваться перед дамой.

Не уверен, что наши точки зрения можно "примирить". Наверное, еще раз, проще согласиться, что Вы правы.
vchaplina_arhiv
Jul. 9th, 2016 02:56 pm (UTC)
Re: Лисенок Куцый не развивается
Нет-нет, соглашаться не надо, а, напротив, лучше заострить свою точку зрения и воткнуть ее занозой в позицию собеседника.
Это может привести к воспалению позиции, и последующему хирургическому вмешательству (не дожидаясь перитонита!).
А может и не привести. Но попробовать-то можно.
belkafoto
Jul. 9th, 2016 04:46 pm (UTC)
и воткнуть ее занозой
Громадное количество споров по интернету не вполне продуктивны. Мы ведь не пойдем по этому порочному пути, не правда ли?
vchaplina_arhiv
Jul. 9th, 2016 07:07 pm (UTC)
Громадное количество споров... не вполне продуктивны


Да, Вы правы. Лучше остановимся и предадимся спокойному созерцанию, в духе Калло.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

1930-е
vchaplina_arhiv
vchaplina_arhiv

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner