?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В первом общении с редактором (о ком и о чем рукопись, на каком материале написана) в ответ услышал то ли полувопрос, то ли полуутверждение, в котором чувствовалось вежливое снижение интереса: – Это что-то из семейной хроники?..
Ровно тот же вопрос задавал себе и я, берясь за написание книги.

Материалы семейной хроники в архиве представлены полнее всего, в них чаще встречаются те живые детали, которые способны не только прояснить детали тех или иных событий, но и дают ощутить реальный образ и способ жизни человека.
Но такие материалы в книге нужно было органично совместить, а в целом ряде глав подчинить рассказу об основных событиях зоопарковской и писательской биографии Веры Чаплиной.
И хотя семейной теме в итоге было уделено около трети содержания рукописи, увы, слишком от многого здесь пришлось отказаться.

Этот пост посвящается иллюстрациям к ненаписанной главе о дочери Веры Васильевны – Людочке Михайловой




Британской музы небылицы (в переводах С.Я.Маршака) тревожат сон отроковицы…
Одна из ее любимейших книг.

А ведь от дочери Веры Чаплиной скорее было бы ожидать увлечения не поэзией, а питомцами зоопарка, где прошло всё ее детство.




С мамой у площадки молодняка. Московский зоопарк, 1939






Там же, в Московском зоопарке. Справа – домработница Мотя и сын Веры Васильевны, Толя.

(Несколько слов о Моте.
Матрена Алексеевна Болясова работала домработницей у Чаплиной с 1938 года, сменив свою старшую сестру Машу (которую В.Ч. описала в повести «Кинули»), когда та вышла замуж и уехала в деревню. Впрочем, Мотя появилась в квартире на Большой Дмитровке задолго до этого, еще подростком. 17 октября 1932 г. Чаплина пишет в дневнике: «Ездила с Мотей в сад [В.Ч. водит в зоопарке экскурсии], целый час распространялась около обезьян и относительно происхождения от них человека, после чего она мне заявила, «что, если хошь, будь от обезьян, а я от Бога».
После войны Вера Васильевна помогала Моте и устроила ее работать в зоопарк, служительницей при хищниках. Они продолжали общаться многие годы.)



Еще одна довоенная фотография Людочки:






А этот снимок сделан уже во время эвакуации (Свердловск, зима 1941/42):






В конце войны, уже дома (Москва, 1944 или начало 1945 г.):



(РГАЛИ, фонд № 3460)




И снова – на площадке молодняка (Московский зоопарк, лето 1944 г., предположительно, с медвежонком Марьям):



РГАЛИ фонд № 3460











С Мушкой, бездомной дворняжкой, которую Люда подобрала на улице.
Мушка прожила в доме Чаплиных до конца 1950-х, а Вера Васильевна написала о ней одноименный рассказ.
Этот снимок сделан около 1948 г., как раз в то время, когда Люда уже читала «Вересковый мед» Маршака.

Еще один снимок сделанный тогда же:








В деревне у знакомых, летом 1950-го…


…и, приблизительно в том же году, в Москве:







С отцом, Александром Прохоровичем Михайловым (1951 или 1952 г.)…



(РГАЛИ, фонд № 3460)


…и с братом Анатолием, приехавшим в отпуск из армии (ноябрь 1951 г.):






Людмила Михайлова в роли Татьяны в школьной постановке «Евгения Онегина»
(зима 1955/56 гг.):





И памятное фото на общей выпускной карточке (1956 г.):






В то лето привычная семейная жизнь выходит из берегов – Вера Васильевна берется за решение давно назревшего «квартирного вопроса». За год ей предстоит дважды вступать в круговерть переездов (об этом рассказывается в книге), и она отправляет дочь к сестре Вале, в Тбилиси, где Людмила Михайлова поступает на филологический факультет местного университета, чтобы на втором курсе возвратиться обратно в Москву и перевестись в МГУ.

Людмила Михайлова на занятиях в Тбилисском университете (весна 1957 г.):





Тбилисская «ссылка» принесла и ранний брак: летом 1957 года Людмила Михайлова выходит замуж за сына вполне замечательных родителей, архитектора Александра Григорьевича Барутчева и народной артистки Грузии балерины Марии Вениаминовны Бауэр:

















Осенью молодожены переезжают жить в Москву, где к этому времени Вера Чаплина завершает первый этап решения «квартирного вопроса». А весной 1958 года у Людочки родилась дочь Марина:



На садовом участке в Ново-Бутаково (лето 1958)



И еще один дачный снимок этого же года:






Во время приездов с Мариной в Тбилиси, к родителям мужа:










А эти снимки сделаны в Москве, на Ленинградском проспекте, у метро «Аэропорт»
(куда Вера Васильевна с Александром Прохоровичем переехали в 1962 году, оставив дочери, зятю и внучке двухкомнатную квартиру на Таганке):









Вера Васильевна записывает Марину в писательский детский сад, построенный рядом с их домом.
Об этом периоде семейной хроники в книге сказано кратко:
«…После окончания детсада внучка остается жить у бабушки с дедушкой: в 1964 году брак ее родителей распался, квартиру на Таганке, которую Вера Чаплина фактически купила и затем оставила семье дочери, пришлось делить. В итоге недавний тбилисец Юрий Барутчев стал обеспеченным жильем москвичом, а Людмиле Михайловой с дочерью досталась комната в густонаселенной и весьма склочной коммуналке в Староконюшенном переулке…».






Впрочем, о двух эпизодах личной жизни Людмилы Михайловой середины 1960-х мы уже рассказывали здесь (см. пост и комментарий): http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/45951.html

Теперь добавим к ним эту запись из дневника Веры Чаплиной 1967 года:



(РГАЛИ, фонд № 3460)




Людмила Александровна Михайлова и инженер Валентин Федорович Трофименков поженились 8 апреля 1967 года:









Людмила Михайлова (на даче в Ново-Бутаково, 1968 г.)

Подпись на обороте, 10-летней Марине:





Людмила Михайлова, как и Вера Чаплина, вышла замуж в 20 лет. В этом 17-летняя Марина опередила маму и бабушку, которые поднимали бокалы с шампанским на ее бракосочетании в мае 1975 года:






Историю жизни Людмилы Михайловой невольно пытаешься сравнивать с биографией ее матери, но в них не так много возможностей для сравнения. Пожалуй, каждая из них отличалась редкой, хотя и не показной индивидуальностью. Но если Вера Чаплина, по признанию воспитателей детского дома, имела «бешенный характер» и могла «кончить каторгой», то Людочка Михайлова была слишком нежным и хрупким созданием.
И жизнь ее вышла почти в два раза короче.

В 1978 году были сделана последняя фотография из пока еще ненаписанной главы о Людмиле Михайловой (1937-1982) в семейной хронике Веры Чаплиной:



На экскурсии в Ростове Великом. 13 июня 1978

Из письма Людмилы Михайловой – дочери Марине (из Москвы в Южный Йемен):
«…13 июня едем [с Валентином Федоровичем] в Ростов Великий, 16 – в Переславль-Залесский, 20 – в Поленово. Очень расстроена, что вас нет. Едем от Союза писателей в «Икарусе», в 7 часов утра, а вернемся поздно вечером. Там заранее закажут в ресторане Интуриста места, так что еду сказали не брать.
Вот как ваша мама решила «кутить» и «гулять». Билеты стоят по 5 руб. Цена удобоваримая. Мися [нежное домашнее имя Веры Васильевны] счастлива, что я еду. А как счастлива я, ведь ты же знаешь мою любовь к подобным местам. Я всю свою жизнь отдавала этим поездкам и время, и деньги и всё мне мало. Я дрожу как легавая перед охотой. Опять буду трогать рукой эти стены. Диво мое дивное. И почему я не искусствовед…»

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
mc_gonagal
Mar. 24th, 2015 04:28 pm (UTC)
Такие семейные хроники просто необходимы! И до чего же хороши старые фотографии...
Спасибо!
vchaplina_arhiv
Mar. 24th, 2015 06:13 pm (UTC)
Надо выращивать семейных архивариусов: науськивать товарищей маленьких детей (пока им делать еще нечего) - допрашивать бабушек и дедушек об их бабушках и дедушках, составлять родословную, кто кем был, подписывать фотографии...
Да и самим записывать коротенько в бесконечные зимние каникулы - что произошло в семье за ушедший год...
(Deleted comment)
vchaplina_arhiv
Mar. 24th, 2015 07:52 pm (UTC)
Спасибо, Марина.
А что касается записывания, то можно предложить еще один способ внедрения "архиввируса", раз не получаются краткие записи по итогам ушедшего года. Набрать как-нибудь отдельных чистых бумажек по количеству прожитых на белом свете лет (или хотя бы за какой-то биографически значимый отрезок), подписать на каждом порядковый номер года и попробовать для начала вписывать хотя бы по два-три события, которые произошли в семье именно в том или ином году. Результаты могут сперва обескуражить отсутствием твердых воспоминаний, но потом можно втянуться и кое-что набрать из прошлой жизни - пока окончательно всё не забылось...
yellena_nalune
Mar. 26th, 2015 08:35 am (UTC)
Спасибо большое! С интересом прочитала рассказ и огромное удовольствие получила от фотографий. Какие же красивые в вашей семье женщины! Какое удовольствие смотреть на них, любоваться. Добрые глаза, милые люди, так приятно становится на душе :)
vchaplina_arhiv
Mar. 26th, 2015 12:21 pm (UTC)
Подобные, очень личные рассказы трудны в написании: стараешься не сбиваться в пафос или слезливость, хочется донести какие-то черты ушедшей, когда-то счастливой жизни.
Думаю, что и написать комментарий к подобному посту тоже нелегко, поэтому спасибо Вам за такие добрые слова!
vnu4ka
Mar. 27th, 2015 07:36 am (UTC)
большое спасибо за такой подробный пост, я его читала вчера, и сегодня перечла снова :)
Маринина мама очень красивая! и еще страница из дневника потрясающая!
и еще - как вам в паре емких предложений удалось вместить и характеры, и трагедию оставшейся без квартиры семьи...
vchaplina_arhiv
Mar. 27th, 2015 09:49 am (UTC)
Спасибо, Лиза! Я не знал Маринину маму, но даже по любительским фотографиям видна нежная и довольно хрупкая красота, хваткости нет совсем (поэтому бывший супруг и не постеснялся в разделе имущества). Кстати, удивительная вещь - его родители обожали Людочку, и даже первое время после развода специально снимали для нее с дочкой дачу в Пасанаури.
vnu4ka
Mar. 27th, 2015 10:30 am (UTC)
как удивительно! - это я про дачу. а в процессе раздела квартиры родители, получается, голоса не имели? раз любя Люду, не смогли повлиять на сына?
vchaplina_arhiv
Mar. 27th, 2015 12:35 pm (UTC)
У достойных родителей нередко случаются вполне недостойные дети. И даже, если родители отдают себе отчет, что взрослый сын или дочь поступает непорядочно, сказать-то они, может, и скажут, и повлиять постараются, но в итоге почти всегда встанут на сторону своего ребенка.
И потом, для влияния тоже надо иметь рычаги, а их, может быть, и не было.
il_ducess
Apr. 3rd, 2015 12:59 pm (UTC)
Не права редактор, ох не права!!!
Очень интересная глава!!!
А какая Люда была красавица! Марина в маму:)
vchaplina_arhiv
Apr. 3rd, 2015 02:52 pm (UTC)
Спасибо, Ира за поддержку, самому хочется все уместить, но тогда получается уже летопись, интересная лишь для самых внимательных и терпеливых читателей, или лично заинтересованных (а их совсем немного).
Вера Васильевна даже при мне говорила Марине:
- Вот твоя мама - настоящая красавица, а ты - на любителя: интересная, эффектная. Но это даже хорошо, вечно около твоей мамы из-за ее красоты всякая шваль крутится [подразумевая даже не столько мужчин, сколько ее "подруг", вылавливающих себе кавалеров среди ее многочисленных поклонников]
il_ducess
Apr. 3rd, 2015 02:57 pm (UTC)
Но этих внимательных и терпеливых не так мало.
Вон Бархины издали маленьким тиражом две книги записок своих предков, так нигде не достать. народ пишется в Музее Благотворителей чтобы почитать.
belkafoto
Jul. 7th, 2016 04:50 pm (UTC)
самому хочется все уместить
"Сами мы не местные"...но в ЖЖ усиленно муссируется тема продажи книг в электронном виде через Амазон, где, если правильно понимаю, практически нет лимита ни страниц, ни иллюстраций.
1_9_6_3
Jul. 7th, 2016 05:10 pm (UTC)
Re: самому хочется все уместить
Дело не в продаже, и даже не в объеме текста, а в том, что увеличение размера произведения должно идти параллельно с усилением его композиционной насыщенности (плотности, если так можно выразиться). А если просто наматывать страницу за страницей, то на каком-то этапе все это станет белибердой. Даже если это произведение и не художественное.
belkafoto
Jul. 7th, 2016 05:21 pm (UTC)
параллельно с усилением его композиционной насыщенно
Правильно ли я Вас понимаю, что за понятием "плотности" укрывается (в том числе?) опасение, что рядовой потенциальный читатель "не потянет" современную "Сагу о Форсайтах"?

И трезвый РАСЧЕТ показывает, что овчинка не стоит выделки?
vchaplina_arhiv
Jul. 7th, 2016 06:31 pm (UTC)
Re: параллельно с усилением его композиционной насыщен
Рядовой потенциальный автор не потянет скомпоновать не только "Сагу о Форсайтах", но и более-менее протяженную семейную хронику на имеющемся у него достаточном материале.
И трезвый расчет собственных сил и способностей укажет потенциальному автору его скромное место что-нибудь из кратких жанров.
belkafoto
Jul. 7th, 2016 06:47 pm (UTC)
интересно девки пляшут
У Бунина есть рассказ "Легкое дыхание" (слегка перескакивая), считается, что у Чехова "не хватало дыхания" на "крупные, эпохальные" вещи. ("Степь" и сахалинскую эпопею, видимо, не засчитывают?)

Тут Горький со своими с е м е й н ы м и сагами рвал А.П., казалось бы...
Чисто теоретически, реально каждый подстраивает под себя, возможно издание хроники частями (постиками, как в ЖЖ). Нет?
vchaplina_arhiv
Jul. 7th, 2016 07:25 pm (UTC)
Re: интересно девки пляшут
Ну, прежде всего, большая форма требует большой идеи. Зачем Тициан пишет "Св. Себастьяна" в таком гигантском размере? А потому что вкладывал слишком много. И не сюжет в драматических разлюлях расписывал, а именно большие философские идеи - в сломе классической античной линейной формы движением цветового пятна - новой, иной духовностью.
А если потенциальный автор имеет кучу повествовательного материала, но нет у него понимания объединяющей этот материал идеи - что ему с этим материалом делать? И если даже придумает он какую-нибудь идею, то как не стать ее заложником, не убить идеей живость материала?
belkafoto
Jul. 7th, 2016 08:00 pm (UTC)
как не стать ее заложником
На нэт - и суда нэт.

А с другой стороны, "над вымыслом слезою обольюсь". Рассказывали, что Шаламов метался ночами по комнате, кричал и плакал. А жена главного геолога (в те времена) Магадана говорила после перестройки: "Да ничего этого не было. Я ведь там жила. Он все это выдумал."

А Солженицын упирался попой в стул и графо-манил как пятьдесят негров. И вряд ли рыдал. Ума холодных наблюдений как теленок бодался.

А еще, есть мнение, что лох Шаламов в поэтическом плане таки рвет нобелевского лауреата как Тузик грелку. Недаром Ахматова не могла прокомментировать стихотворное качество великого диссидента.
belkafoto
Jul. 7th, 2016 10:14 pm (UTC)
объединяющей этот материал идеи
Можно думать, что биография Веры Чаплиной находится в русле разработок "Герой (не) нашего времени" и "Повесть о настоящем человеке".

Но что важнее? Что ее судьба типична для своей эпохи, и она оказалась в нужное время в нужном месте? Или что она "выламывалась" из того времени и во многом не соответствовала ей (пионерка, комсомолка и просто отличница)?

Или оптимальный вариант: как человек полностью зависящий от своего окружения ("жить в обществе и быть независимым от него, нельзя") родителей/родственников, друзей/семьи/детей, начальства/СП/ партии и правительства, любимых животных - умудрился сохранить свою свободу?
vchaplina_arhiv
Jul. 8th, 2016 06:48 am (UTC)
Re: объединяющей этот материал идеи
Главное здесь - не увлечься подгонкой материала под типовую идею (или "удачно найденную" столь же типовую форму).
Возможно, самое существенное, что мне дала работа над этой книгой, это понимание того, что полноценный материал сам открывает тебе какие-то идеи, темы и русла, что их достаточно много, и твоя задача - найти им место и ту уважительную форму, в которой тот или иной лейтмотив не будет слишком приглушать "малозначимые" мелодии.
Материал жизни Веры Чаплиной обнаруживал несколько сквозных тем: судьба благодаря и вопреки, работа с животными и писательство, соотношения публичного и частного (семейного), писательство и литераторство... А через, сквозь и помимо них, вдруг, выплывали и проскальзывали какие-то касательные мотивы и идеи - и как-то надо было учтиво с ними со всеми обращаться.

Edited at 2016-07-08 06:50 am (UTC)
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

1930-е
vchaplina_arhiv
vchaplina_arhiv

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner