?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Три года назад moscowhite прислал в комментарий к одной старой записи журнала http://1-9-6-3.livejournal.com/ вот такую фотографию из своего дома на Садовом кольце:

1.jpg

А в ноябре 2009 года эту фотографию можно было увидеть уже здесь:

2.jpg

Московский Государственный Строительный Университет. Международная конференция «Теоретические основы теплогазоснабжения и вентиляции», посвященная 150-летию со дня рождения профессора Владимира Михайловича Чаплина

И на сайте МГСУ эта фотография оказалась в заставке материала о конференции: http://www.mgsu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2572&Itemid=158


На конференции побывала даже львица Кинули со своей воспитательницей, Верой Чаплиной, внучкой Владимира Михайловича:

3.jpg


Однако, пора отдать должное и самому юбиляру – профессору Чаплину.

Владимир Михайлович Чаплин (1861-1931) – выдающийся ученый, инженер, педагог, основоположник московской школы отопления и вентиляции.

4.jpg

Начало 1890-х

Родился в семье потомственных дворян, живших с XV в. под Тверью (отцовское поместье Сосуново находилось на границе Зубцовского и Ржевского уездов). Отец, Михаил Михайлович Чаплин (1825-1908) выпускник Новгородского Аракчеевского кадетского корпуса, после Крымской кампании (1853-56) оставил службу. Мать, Варвара Михайловна Давыдова (ум. 1906), по семейным преданиям племянница Дениса Давыдова, родила мужу шесть сыновей и две дочери.
В 1883 г. Владимир Чаплин заканчивает Императорское Московское Техническое Училище (ныне МГТУ им. Баумана), в котором вскоре начинает свою преподавательскую деятельность, а в 1898 г. становится профессором. С 1898 по 1909 г. также преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1903 В.М.Чаплин создал первую в России систему водяного отопления с побудительной циркуляцией, которая явилась прототипом широко применяемого в настоящее время отопления перегретой водой от теплофикационных сетей. В том же году он организует первую в стране кафедру по отоплению и вентиляции на механическом факультете ИМТУ и выпускает первый учебный курс по этой дисциплине.

5.jpg

В 1920-е годы Чаплин разработал схему присоединения местных систем к тепловым сетям, которая обеспечивала надежную работу и центральное регулирование. Эта схема реализована в московских теплосетях и применяется в настоящее время под названием «зависимой со смешением».
В.М.Чаплиным были впервые сформулированы основные научно-практические положения промышленной вентиляции, ее рационального устройства и использования, которые до сих пор не потеряли своей актуальности.
Подробнее о научной деятельности В.М.Чаплина можно узнать здесь: http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=253

Большую научно-педагогическую работу Чаплин талантливо сочетал с широкой производственной деятельностью. Вместе с коллегой по Училищу архитектором В.Г.Залесским в 1895 г. В.М.Чаплин организует торговый дом «В.Залесский и В.Чаплин» (ликвидирован в 1917 г.), который стал одним из крупнейших в России проектно-монтажных предприятий в области отопления и вентиляции. Являясь одним из его руководителей, профессор Чаплин широко использовал имевшуюся у него возможность внедрения всех новых прогрессивных предложений в практику строительства.
Заслуживают внимания его методы организации проектной работы в торговом доме «В.Залесский и В.Чаплин»: составление проектов отопления и вентиляции одного объекта поручалось нескольким инженерам, которые получали равную зарплату. При обсуждении готовых проектов к исполнению принимался лучший, за который исполнитель получал премию. Заказчики не оплачивали проектирование и монтаж, а только сданную на эффект систему. О таком может только мечтать современный заказчик!..

С 1895 по 1917 г. торговым домом «В.Залесский и В.Чаплин» были спроектированы и смонтированы системы отопления и вентиляции в почти полутора тысячах зданий по всей России (половина из них в Москве). Вот лишь некоторые из них (из описи фонда «Торговый дом «В.Залесский и В.Чаплин»; ЦИАМ, ф. 952, 1564 ед.хр.): –

Москва:
– Музей изящных искусств имени императора Александра III
– Румянцевский музей
– Политехнический музей
– Кустарный музей Саввы Морозова в Леонтьевском переулке
– Аудиторный корпус Московского университета (перестройка 1904-05 гг., арх. К.М.Быковский; сейчас там размещается факультет журналистики)
– Хирургическая клиника Московского университета
– Зоологический музей Московского университета на Большой Никитской (арх. К.М.Быковский, 1898-1902)
– Московский сельскохозяйственный институт (сейчас МСХА им.Тимирязева)
– Институт Московского дворянства для девиц благородного звания имени Императора Александра III, в память Императрицы Екатерины II (на углу Новой Басманной и Садовой Черногрязской улиц – это здание Запасного дворца постройки 1753 г., перестроенное в 1906 г. арх. А.Ф.Мейснером и Н.В.Никитиным)
– Императорское Московское техническое училище
– Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой
– Комиссаровское техническое училище (в Благовещенском переулке, близ Тверской)
– Учительский институт имени П.Г.Шелапутина в Хользунове переулке (арх. Р.И.Клейн, 1909-11; сейчас там размещаются Военная академия и Главная военная прокуратура)
– Шелапутинская гимназия в Большом Трубецком переулке (ныне пер. Хользунова, арх. Р.И.Клейн, 1901)
– Александровское коммерческое училище (после революции надстроены 3 и 4 этажи; ныне – Московский государственный университет инженеров экологии, Старая Басманная, 21/4)
– Императорское коммерческое училище на Остоженке (ныне – МГЛУ им. Мориса Тореза)
Набилковское коммерческое училище (на 1-ой Мещанской)
– Александровское военное училище
– Епархиальное училище
– Спиридоновская больница
– Больница Евангелического общества на Воронцовом поле
– Глазная больница им. В.А. и А.А. Алексеевых (на Садовой-Черногрязской ул., арх. Э.Ф.Флейснер, 1900; ныне институт Гельмгольца)
– Странноприимный дом Шереметева
– Приют Третьякова для вдов и сирот русских художников в Лаврушинском переулке
– Московский городской сиротский приют имени братьев Бахрушиных в Сокольничьей роще (арх. К.Гиппиус, 1901)
– Храм Василия Блаженного
– Склеп великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре
– Храм-усыпальница Юсуповых в Архангельском (арх. Р.И.Клейн, 1909-16)
– Храм Воскресения при Семеновском кладбище
– Церковь Даниловского кладбища
– Церковь Георгия Победоносца в Грузинах
– Церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке
– Церковь Косьмы и Дамиана в Столешниках
– Церковь Рождства Богородицы в Путинках
– Церковь Успения в Кожевниках
– Храм Марфо-Мариинской обители
– Иверская община Красного Креста
– Заиконоспасский монастырь
– Перервинский монастырь
– Новое здание Брестского вокзала Московской Брестской железной дороги (1908-12, арх. И.Струков)
– Здание Московской таможни (в комплексе Николаевского вокзала)
– Здание Управление Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог (Старая Басманная ул., 11, арх. Н.И.Орлов, 1898-99)
– Здание Правления Киево-Воронежской железной дороги (Чистопрудный бульвар, 6; перестроено в 1890-х арх. Соколов)
– Старое здание Центрального телеграфа на Мясницкой
– Первое Российское страховое общество
– Страховое общество «Россия»
– Гостиница Метрополь
– Азово-Донской банк на Ильинке, 9 (арх. А.Н.Зелигсон, 1912 г.)
– Московское Отделение Государственного Дворянского Земельного банка (Рождественский бульвар, д.12. 1912)
– Московский Купеческий банк на Ильинке, 14 (арх. Б.Фрейденберг, 1894)
– Аквариум в Зоологическом саду (1904)
– Лубянский пассаж
– Сандуновские бани
– Ресторан Эрмитаж
– Ресторан в доме Хомякова у Большого театра
– Картинная галерея Брокар в особняке на Мытной, 17 (после революции – типография Гознака)
– Казарма для рабочих Бахрушина
– Казарма на фабрике Прохорова
– Прачечная при фабрике Эйнем
– Автомобильный гараж в Неглинном переулке
– Гараж при пересыльной тюрьме на Новослободской улице
– Мыловаренный завод Брокар на углу Мытной улицы и Арсеньевского переулка (после революции – парфюмерная фабрика «Новая заря»)
– Водочный завод Смирнова на Берсеневской набережной
– Контора завода Шустова
– Табачная фабрика Дукат (Тверской-Ямской пер.)
– Автозавод А.М.О. (1915-16 гг., арх. А.В.Кузнецов, А.Ф.Лолейт)
– Чае-развесочная фабрика Высоцкого
– Винный склад № 1 на Яузе (ул. Самокатная, 1901)
– Дом Московского страхового общества
– Дом страхового общества Якорь
– Дом Кредитного общества на Петровке, 14
– Дом Удельного ведомства (Трубниковский пер., 19; арх. П.П.Малиновский, 1912)
– Дом Купеческого общества (Б. Черкасский переулок, 7)
– Дом Братолюбивого общества Снабжения в Москве Неимущих Квартирами
– Дом Трындина на Большой Лубянке, 13
– Дом Гагарина на Новинском бульваре
– Дома Бахрушина на Софийской набережной
– Особняк Брокар на Мытной, 17
– Доходный дом Брокар
– Дом Фон-Дервиза (Садово-Черногрязская, 6)
– Дом Елисеева
– Доходный дом Жиро в Теплом переулке (арх. Р.И.Клейн, 1907-8)
– Дом Р.И.Клейна (Олсуфьевский переулок, 6. Снесен в 1990-х)
– Дом Карзинкина
– Дом Остроумова
– Дом Плевако (Большой Афанасьевский, 35. Снесен в 1993 г.)
– Дом Рахманова на углу Арбата и Денежного переулка (Арбат, 55)
– Дом Телешова (Покровский бульвар, 18)
– Дом Бартенева (Борисоглебский, 13)
– Дом Третьякова
– Дом Солодовникова
– Дом А.В.Морозова
– Дом Урусова
– Дом Филиппова
– Дом Хлудова
– Дом Циммерман
– Дом Шереметьевых (Большой Черкасский переулок, 2; арх. А.Ф.Мейснер, 1899)
– Дом Юргенсон (Колпачный, 9, арх. В.Д.Глазов, 1912 г.)
Санкт-Петербург (Петроград):
– Путиловский завод
– Петербургская богадельня
– Петербургская городская детская больница (13 корпусов, 1903)
– Дом Бибикова
– Дом товарищества Кузнецова
– Китайский банк
– Дом Института путей сообщения
Архангельск:
– Архангельские городские ряды
– Техническое училище
Баку:
– Детская больница
Балаклава:
– Коммерческое училище
Владимир:
– Дом Владимирского Дворянства
– Дом Владимирского Земства
– Музей губернского земства
Воронеж:
– Сельскохозяйственный институт
– Музей
– Духовная семинария
– Музыкальное училище
Екатеринбург:
– Театр
Иркутск:
– Завод «Треугольник»
Калуга:
– Калужское Епархиальное училище (1899)
– Калужское техническое железнодорожное училище
– Дворянский пансион-приют
– Духовное училище
– Крестьянско-поземельный банк
– Церковь Успенья
Киев:
– Страховое общество «Россия»
– Киевский коммерческий институт
– Военный госпиталь
– Коммерческий институт
– Музей цесаревича Алексея
– Педагогический музей
Крым:
– Коккозский дворец Юсуповых (арх. Н.Краснов, 1912)
– Царский дворец в Ливадии (арх. Н.Краснов, 1909)
Кострома:
– Старый дворец (1912)
Нижний Новгород:
– Коммерческое училище
– Нижегородский городской театр
– Народный Дом
Орел:
– Орловский тюремный замок
– Орловский кафедральный собор
Пенза:
– Фабрика Столыпина
Поти:
– Собор
Псков:
– Окружной суд
Рига:
– Храм Казанской Божией матери
Ростов-на-Дону:
– Волжско-Камский банк
Ростов-Ярославский:
– Здание управы
Рыбинск:
– Дом Рыбинского уездного дворянства
Рязань:
– Электрическая станция (1912)
Самара:
– Волжско-Камский банк
Саратов:
– Саратовский Государственный банк
– Саратовское Губернское присутствие
– Городская заразная больница
Смоленск:
– Смоленский собор
Сухуми:
– Театр Алоизе
Тамбов:
– Тамбовский пороховой завод
– Пастеровский институт
Тула:
– Самоварная фабрика Баташева
– Дом Тульского губернского земства
Харьков:
– Земская управа
– Почта и телеграф
– Харьковский университет
– Губернаторский дом
Царицын:
– Царицынский пушечный завод
– Кафедральный собор
Ялта:
– Ялтинский санаторий
Ярославль:
– Табачная фабрика
– Духовное училище
– Коммерческое училище


6.jpg

Один из стендов в МГСУ, посвященных 150-летию В.М.Чаплина, с фотографиями зданий, в которых торговым домом «В.Залесский и В.Чаплин» были спроектированы и смонтированы системы отопления и вентиляции.


Интересны подробности участия В.М.Чаплина в оснащении царского дворца в Ливадии системами отопления, вентиляции и водоснабжения:
«...С октября по 22 декабря 1910 года во дворце проходили работы по устройству горячего и холодного водопровода, что было поручено Торговому дому В.Залесского и В.Чаплина. Представитель этого дома инженер-технолог Владимир Михайлович Чаплин заключил 3 марта 1910 г. с архитектором Н.П.Красновым договор на проведение в Большом дворце отопления, вентиляции, водопровода горячей и холодной морской воды и горячей пресной воды. В договоре были определены условия: 1) водяное отопление устраивается системой низкого давления, 2) каждое самостоятельное помещение должно быть выключено из общей системы и регулировать его температуру необходимо не нарушая режим остальных помещений, 3) при наружной температуре -10° в помещениях должна быть обеспечена температура +14° по Реомюру. 4) устанавливались сроки проведения этих работ: с октября по 20 декабря 1910 года. Для опробования отопления истопнику на это время определена была оплата 40 руб. в месяц, жилье предоставлялось бесплатно. Особым пунктом ставилось условие: «Безвозмездное исправление в течение трех лет системы отопления, вентиляции, горячего и холодного водопровода в сооружениях Большого дворца и Свитского дома». Кроме этого, в договоре было предъявлено требование, чтобы уже в первый отопительный сезон отопительная система была в полной исправности и отопительный сезон продолжался до 1 мая 1911 года...»
(История Ливадии: http://www.krim.biz.ua/livadija_history.html)

Еще больше подробностей в статье «Техническое оснащение Ливадии в 1910-11 гг.»: http://commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=1&tek=92&par=74&l=&art=415

Будучи компаньонами, В.Г.Залесский и В.М.Чаплин в 1902 году построили собственный дом на Большой Дмитровке, владение 16. Точнее, здесь было три здания: в главном, которое выходило фасадом на Б.Дмитровку, семьи Залесского и Чаплина имели по отдельному этажу, а на первом этаже размещался магазин антиквариата «Старина и роскошь», продававший картины, фарфор, бронзу и нумизматику (в 1920-х гг. в помещении антикварного магазина открылась частная столовая «Бомонд», позднее ставшая закусочной, популярной среди московских таксистов, которые прозвали ее «Таксим», по созвучию с рестораном «Максим», до революции находившимся на этой же улице). В отдельном здании во дворе располагались помещения технической конторы торгового дома «В.Залесский и В.Чаплин» (после революции, в 1922 г. в них разместился трест «Мосстрой»).

Профессор Чаплин был меценатом и воспитателем выдающегося архитектора Константина Мельникова, мальчиком попавшего в 1903 году в дом Владимира Михайловича. Чаплин помог подготовить Мельникова к поступлению в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества и настоял на выборе архитектуры в качестве профессии для своего воспитанника.
Вот как вспоминает о В.М.Чаплине Константин Мельников (из книги «Архитектура моей жизни»):

«...1903 г.
Еще одиннадцатилетним я ездил один на Мальчике <лошади, на которой его родители ежедневно отвозили молоко в Москву из деревни Лихоборы> за гущей для коров на пивоваренный завод или на дрожжевой за Москву-реку – далеко, проезжаешь мимо Кремля, Василия Блаженного. Раз, возвращаясь с поклажей, мы с Мальчиком остановились у витрины магазина картин, как любители живописи. Мы проехали тысячи домов, а остановились у дома № 16 по Большой Дмитровке. Не почувствовал ли мой лукавый конь, что этот дом освободит его от наших совместных поездок? Знай, мой Мальчик, что в этом доме скоро раскроются широко двери для твоего маленького хозяина.
И действительно, в том же году, 1 сентября, я, 13-ти лет, чисто одетый, оказался в богатом вестибюле дома известной в России технической конторы «Залесский и Чаплин». Меня привели в контору работать в должности мальчика.
...В это лучезарное для меня утро можно было видеть, как владелец конторы, знаменитый русский ученый-теплотехник, творец многих отопительных систем, в том числе – «водо-водяной», превратившейся теперь в грандиозную городскую теплосеть, Владимир Михайлович Чаплин поднимался по широкой, устланной ковром лестнице вместе с маленьким, худеньким, с огромными глазами мальчиком...
Он привел меня в огромный светлый зал с блестящим паркетом и лакированными столами, с нагнувшимися над ними людьми. «Вот вам художник, дайте ему что-нибудь нарисовать».
1904 г.
...Для меня был нанят учитель, художник Владыкин, и в 1904 году я держал конкурсный экзамен в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. По искусству прошел, но по русскому языку нет. На мое смятение ответили лаской, и я стал появляться в семье Владимира Михайловича в обществе его дочери Лидии и сына Володи, у которых была бонна Эльфрида и домашняя учительница Мария Петровна.
Парадный стол, и у мальчика сверкающий прибор, сижу, а руки лишние. Также я узнал, что дамы, высокие такие, здороваются первыми, протягивая мне сияющую руку. Летом увезли меня с собой на дачу. Кто знает, какими законами на свете нам лучше жить? Благородное доверие супруги Владимира Михайловича, Екатерины Андреевны, подтвердилось жизнью. И действительно, экзаменуясь осенью вторично, я блестяще выдерживаю конкурс: мое имя стояло в числе одиннадцати счастливчиков, среди 270 претендентов...
1910 г.
...Желая своему взрослому воспитаннику комфорта в жизни, дорогой Владимир Михайлович выразил симпатию к Архитектуре, а я боялся ее скуки и хотел быть на живописном отделении. Мне уступили, но взяли с меня слово, что я закончу и архитектурное».


7.jpg

В.М.Чаплин (второй слева) с семьей и своим воспитанником Костей Мельниковым (второй справа) во дворе дома № 16 по Большой Дмитровке (крайняя справа - Лида Чаплина, у которой через 4 года родится дочь Вера).
1904 г.


В годы обучения и преддипломной практики Мельников работал на постройках московских архитекторов, главным образом, по заданию проектной конторы «В.Залесский и В.Чаплин».
В 1925 г.. По проекту Константина Мельникова был построен павильон СССР на Всемирной выставке. Мельников пишет:
«Год 1925-й необычайный – я в Париже. «Я очень рад, что мне посчастливилось в этом худеньком мальчике угадать искру божию», – написал мне в Париж Владимир Михайлович Чаплин, отдавший свое сердце на развитие моих дарований».

Могу добавить от себя [Максим Тавьев], что в январе 2004 г. имя В.М.Чаплина стало для меня пропуском в дом Константина Мельникова. Случайно оказавшись тогда в Кривоарбатском переулке, я увидел, как зажали небольшой легкий дом Мельникова стоящие почти впритык здоровенные уродливые здания. Довершал картину глухой забор, закрывавший дом Мельникова. Я решился наудачу позвонить в домофон на калитке – может быть удастся посмотреть знаменитый дом, пока его окончательно не уничтожили.
На мой звонок вскоре ответил мужской голос, но в просьбе посмотреть дом Мельникова категорически отказал: дом уже давно не показывается и в обозримом будущем посмотреть его будет нельзя. Я пробормотал что-то нечленораздельное о Чаплиных. Мне сказали: «Подождите», и через пару минут калитку открыл очень пожилой человек в домашних тапках и в накинутом на рубашку пальто. Я понял, что передо мной сын архитектора, Виктор Константинович. Хотя он был очень легко одет и явно нездоров, Виктор Константинович меня так просто не впустил, а устроил «допрос с пристрастием»: какое отношение я имею к Владимиру Михайловичу Чаплину? Поняв же, что отношение это самое непосредственное, пригласил в дом, в котором на тот момент жил совершенно один, несмотря на свой 90-летний возраст.

Мне, конечно, хотелось узнать побольше и о Константине Мельникове, и о Чаплине, но было как-то неловко утомлять Виктора Константиновича своими расспросами. Но он повел меня в гостиную и, хотя почти ничего не видел, попутно подробно показал нижнюю часть дома, рассказал о ситуации с ремонтом, о том, каким представляет себе будущий музей отца и сына Мельниковых. Его великий отец до конца своих дней ценил В.М.Чаплина – своего воспитателя, учителя и старшего друга. Константин Мельников бывал в доме на Большой Дмитровке и после смерти Владимира Михайловича, а в доме Мельникова не раз бывали дочь Чаплина Лидия и внучка Вера. Помнил Виктор Константинович и львицу Кинули, которую ему показывала Вера Чаплина...
Он хотел показать мне и второй этаж – мастерскую Мельникова, – но я видел, как он сильно устал, и отказался, сказав, что когда он поправится, приеду к нему с женой, праправнучкой В.М.Чаплина. Мы обменялись телефонами, но еще раз встретиться нам не пришлось, через год Виктор Константинович Мельников умер.

В эти же годы дом 16 по Большой Дмитровке был расселен и поставлен на реконструкцию, в результате которой он был полностью разрушен, и на его месте была поставлено нечто, повторяющее черты прежнего фасада – и не более того.
А так дом В.Чаплина и В.Залесского выглядел в середине 1930-х:

8.jpg

Кадр из диафильма про воспитанницу Веры Чаплиной, львицу Кинули (дом № 16 - с тремя эркерами)


Так выглядела одна из гостиных комнат этого дома сто лет назад:

9.jpg

Семья Чаплиных. Около 1904 г.
Владимира Михайловича на этом снимке нет, но второй справа – это его отец, М.М.Чаплин, а в центре – дочь, Лидия Чаплина, которая совсем уже скоро выйдет замуж за племянника жены В.Г.Залесского.

Лидия Чаплина была пианисткой и замечательно рисовала. Вот ее рисунок отца:

10.jpg

20 декабря 1902 г.
РГАЛИ фонд № 3460

Владимир Михайлович Чаплин обладал очень спокойным, уравновешенным характером, что отражают его фотографии. Но одновременно он был человеком чрезвычайно деятельным, удивительным образом совмещавшим качества ученого-теоретика и успешного практика, блестящего инженера и авторитетного педагога (недаром во время революционных студенческих волнений осенью 1905 года совет преподавателей Училища живописи, ваяния и зодчества делегировал его в числе немногих на переговоры со студентами).

В.М.Чаплин, будучи весьма практическим человеком и экономически-расчетливым специалистом, особых личных капиталов не нажил, но при этом занимался благотворительностью. Революция ликвидировала торговый дом «В.Залесский и В.Чаплин» и оставила его руководителям и членам их семей минимально-необходимые условия для существования. Но Чаплин спокойно отнесся к этим переменам и сотрудничал с новой властью. Вернее, он не столько сотрудничал с властью, сколько продолжал делать дело: в годы гражданской войны Чаплин, как самый крупный специалист-сантехник, выполнял поручения Ленина по проектированию и созданию дезинфекционных камер, необходимых для успешной борьбы с сыпным тифом и другими заболеваниями, позже возглавил кампанию за создание государственных санитарных норм как в производственных помещениях, так и в атмосферном воздухе. Преподавал, консультировал, проектировал, помогал молодым талантливым специалистам...

Вспоминая о своем воспитателе, Константин Мельников в письме к американскому искусствоведу Ф.Стару, написал: «американцу трудно представить, что в России были и есть натуры способные бескорыстно творить Добро».

11.jpg

В.М.Чаплин. 1899
РГАЛИ фонд № 3460
.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
1_9_6_3
Apr. 2nd, 2012 01:35 pm (UTC)
Прежние комментарии к этому посту можно прочитать здесь:
http://1-9-6-3.livejournal.com/234963.html
livejournal
Apr. 25th, 2012 12:19 am (UTC)
Вера Чаплина-Кутырина-Михайлова
Пользователь jasmine_pearl сослался на вашу запись «Вера Чаплина-Кутырина-Михайлова» в контексте: [...] 1899 Ему в нашем журнале посвящен отдельный пост: http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/4556.html [...]
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

1930-е
vchaplina_arhiv
vchaplina_arhiv

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner