vchaplina_arhiv (vchaplina_arhiv) wrote,
vchaplina_arhiv
vchaplina_arhiv

Categories:

О художнике Георгии Никольском



В.Чаплина «Кинули»
Детгиз, 1959


Георгий Евлампиевич Никольский (06.07.1906 – 28.11.1973), один из самых ярких представителей анималистического жанра, работавших в отечественной книжной графике. Заслуженный художник РСФСР.
Родился в Пскове (Тарту?). Его отец занимал должность ректора реального училища. Семья была связана с духовными кругами (да и фамилия Никольский – типично священническая, как и Преображенский, Воскресенский, Троицкий...).
В 1924 Никольские переезжают в Москву. Довольно скоро 18-летний Георгий становится постоянным посетителем зоопарка, рисует зверей с натуры, а в 1925 году вступает в КЮБЗ – кружок юных биологов Московского зоопарка, которым руководит замечательный ученый-натуралист Пётр Мантейфель. В зоопарке в это же время часто и много работает художник-анималист Василий Ватагин и его ученик Дмитрий Горлов. Тогда же Георгий Никольский делает первую попытку приобщиться к профессиональному искусству и поступает во ВХУТЕМАС, но, проучившись недолго, переходит в университет, предполагая стать зоологом.

На биолого-почвенном факультете учился у А.Н.Северцева, М.А.Мензбира, Б.М.Житкова.
И все же по совету своего наставника и старшего коллеги В.А.Ватагина после окончания университета Никольский оставляет научное поприще – чтобы сделать свои первые шаги в книжной графике. В профессию он пришел с некоторым опозданием, его дебютная самостоятельная книга вышла лишь в 1935 году – «Страна зверей» Виталия Бианки, в том же году иллюстрации Никольского появляются в журнале «Мурзилка».



«Мурзилка» № 9, 1935


Дебют был признан удачным, и в 1937 году Георгий Никольский уже на равных с Дмитрием Горловым, работающим в книжной графике почти 15 лет, иллюстрирует повесть «Кинули» и другие рассказы для книги «Мои воспитанники» своей давней знакомой по КЮБЗу Веры Чаплиной.



Вера Чаплина. «Мои воспитанники» (1937). Иллюстрация к рассказу «Лоська».



И все же во второй половине 1930-х Георгий Никольский еще только примеривается к профессии книжного графика, после весьма успешного 1936 года (когда с его иллюстрациями вышли «Домашние животные» М.Булатова, гаршинская «Лягушка-путешественница», Э.Сетон-Томпсоновские "Рваное ушко" и "Чинк", "Мои встречи с животными" Ю.Фролова и "Поход за змеями" П.Барто), работы Никольского последующих лет немногочисленны: В.Бианки "Рассказы об охоте" (1937), Г.Логанов "Тюлени и морж" (1939) и чеховская «Каштанка» (1940).
Ситуация резко меняется в первые послевоенные годы.



Георгий Никольский. 1930-е


По воспоминаниям сына художника, осенью 1941 года Никольский был мобилизован в армию, но из-за болезни сердца был определен в запасной полк нестроевым солдатом. В середине войны он добился перевода из этого полка в действующую армию на Карельский фронт, где служил в войсках у генерала Баграмяна. Случайная встреча с художником Николаем Жуковым (с которым он был знаком еще до войны), работавшим в то время в военной студии им. Грекова, привела Никольского в эту студию, и он встретил окончание войны военным художником. В те годы он нарисовал целую серию картин на военную тематику, но о судьбе их сведений не сохранилось.
Несколько лет службы в грековской студии, похоже, не прошли даром – последовавшее в середине 1940-х возвращение Никольского к иллюстрированию книг становится ярким восхождением новой звезды отечественной книжной графики. С 1944 по 1949 год Никольский создает иллюстрации для 35 изданий! Среди авторов: И.Крылов, Л.Толстой, К.Ушинский, Д.Мамин-Сибиряк, Э.Сетон-Томпсон, М.Пришвин, В.Бианки, В.Арсеньев, П.Мантейфель, Г.Скребицкий, В.Чаплина, Е.Спангенберг, Н.Плавильщиков…































































Георгий Никольский, в отличие от Дмитрия Горлова, в иллюстрациях тяготеет к передаче ярких черт характера животного, к открытой драматургии действия, к эффектной линии силуэта. В его работах нет той странноватой двойственности впечатления, которая остается после несколько отстраненных образов Горлова. Многие рисунки Никольского с первого взгляда пленяют нас своим артистизмом. В них часто присутствует та театральная преувеличенность, которая особенно захватывает публику.



Ф.Зальтен «Бемби» (1957)






Б.Эйвельманс «По следам неизвестных животных» (1961)






П.Мантейфель «Жизнь пушных зверей» (1948)







З.Александрова «Котята» (1946)





В лучших работах Никольского чувствуется не просто вдохновение, а искрометный артистический кураж:



В.Чаплина «Кинули» (1959)







Г.Скребицкий «Неудавшаяся охота» («Мурзилка» № 1, 1951)



Возвращаясь к сравнению с Горловым, надо отметить, что артистический кураж далеко не всегда присутствовал в иллюстрациях Никольского, многие из них сделаны в спокойной и расчетливой манере профессионала, многократно воспроизводящего свои излюбленные приемы. И немудрено: если вся библиография Горлова включает около 60 изданий, то за одни лишь 1950-е годы было выпущено около 100 книг с иллюстрациями Никольского.
Дмитрий Горлов, пожалуй, рисовал зверей, отстраняясь от публики и максимально приближаясь к натуре – его иллюстрация не столько передает действие, сколько очень тонко улавливает состояние животного. Такое мастерство не бросается в глаза, оно спокойно ждет встречи с внимательным зрителем.
Никольский же любит и балует публику. Властвуя над ней и увлекая за собой в мир диких зверей и птиц, он демонстрирует широту и богатство этого мира – но не тонкими оттенками настроений, а обобщенной и смелой линией. Он рисует и сталкивает на листе яркие характеры зверей, показывает их в проявлении бурных эмоций. В отличие от Горлова, Никольский обладал изрядным чувством юмора, и с удовольствием давал ему волю в иллюстрациях эксцентричных сцен, которыми изобилуют рассказы Чаплиной:



«Фомка – белый медвежонок» («Четвероногие друзья», 1947)




Когда же авторский замысел не предполагал забав, юмор Никольского прорывался в памятных автошаржах…



Э.Сетон-Томпсон «Моя жизнь» (1946)
Омская детская библиотека имени Веры Чаплиной




…или в подписях на оборотах своих работ:



Львица. 1950-е (?)
Картон, масло, гуашь. 40х26 см



(этот этюд Георгия Никольского уже много лет висит над письменным столом Веры Чаплиной)




Здесь самое время показать две его гуаши из собрания Дарвиновского музея…



Лошади на лугу. 1960-е. Бумага, масло, гуашь






Рысаки. 1973. Бумага, гуашь



…акварель «Тигр в лесу» (1969)…





…а также одну из иллюстраций в живописной технике из книги «Год в лесу» И.Соколова-Микитова (переизданную в этом году издательством «Речь» на основе двух прижизненных изданий Никольского и его работ, хранящихся в Дарвиновском музее):






Георгий Евлампиевич Никольский прожил не очень долгую жизнь – 67 лет, он умер от болезни сердца 28 ноября 1973 г. в Москве.



Георгий Никольский. Автопортрет. 1963


Хорошие слова сказал о нем, еще при жизни художника, писатель Игорь Акимушкин:
«Сейчас такое время, когда люди стали понимать, что животных, и растения, и леса — всю природу надо беречь. Поэтому, наверное, книги о диких животных все так любят читать. А если картинки в такой книжке очень хорошие, то, правда же, человек, который с детства полюбил их, едва ли захочет когда-нибудь убить прекрасного зверя или птицу.
Художник Никольский воспитывает у нас хорошие чувства к природе: закрыв его книгу, хочется ещё и ещё раз увидеть этих животных, не убить, не подстрелить их, а глазами понять, как прекрасен мир.
Рисует Никольский живо и лаконично, то есть кратко. Не расписывает на птице каждое перышко, на звере — шёрстку, а одной энергичной линией обрисовывает его всего от ушей до хвоста. И зверь получается как живой!
И ещё краски хороши у Георгия Евлампиевича. Они яркие, но не режут глаз, они по-особенному живописны и точно передают звериные масти и изменчивую игру цвета воды и неба, лесов и полей.
Для меня всегда очень приятная новость, когда я узнаю, что Георгий Никольский будет иллюстрировать мою детскую книжку про животных».

Завершим наш пост еще несколькими обложками книг, иллюстрированных этим талантливым художником:








1967






1961, суперобложка альбомного размера в развороте…


…и форзац этого замечательного издания:









1969






1971







1969. Переиздание книги 1957 года, с новой обложкой





И серия книг Веры Чаплиной, оформленных ее другом Георгием Никольским:















Иллюстрации к этому изданию – одна из лучших работ Георгия Никольского в книжной графике.
15 страниц показаны здесь: http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/21251.html






«Шалун и Плакса», с переводами на английский, корейский и хинди. 1957-59













1965







1972



При подготовке поста использованы материалы из архива Веры Чаплиной,
а также интернет-материалы:
Неполная, но обширная библиография работ Г.Никольского из книги Э.Ганкиной на сайте «Музей детской книги»: http://kid-book-museum.livejournal.com/677832.html
http://rech-deti.ru/artists/?sid=&eid=57
http://www.murzilka.org/izba-chitalnya/galereja-murzilki/georgijj-nikolskijj/
http://www.darwin.museum.ru/_theme/horses/
И.Соколов-Микитов «Год в лесу». 2013: http://red-balls.livejournal.com/39068.html
Ф.Зальтен «Бемби» (1957): http://5razvorotov.livejournal.com/144518.html


Книги с иллюстрациями Г.Е.Никольского можно посмотреть на сайте «Музей детской книги»...
Г.Скребицкий «Волк» (1946): http://kid-book-museum.livejournal.com/700119.html
З.Александрова «Котята» (1946): http://kid-book-museum.livejournal.com/629948.html
И.Соколов-Микитов «Год в лесу», в 4-х книгах (1953-62): http://kid-book-museum.livejournal.com/155851.html
Б.Эйвельманс «По следам неизвестных животных» (1961): http://kid-book-museum.livejournal.com/372154.html
И.Акимушкин «Кто без крыльев летает» (1962): http://kid-book-museum.livejournal.com/621171.html

А также здесь: Н.Никольский "Филька и Зорька" (1968) - http://trukhina.livejournal.com/711734.html

P.S. Особо ценные материалы о Георгии Никольском только что появились на сайте «Музей детской книги»: http://kid-book-museum.livejournal.com/700683.html
Кроме того на сайте РГАЛИ можно посмотреть несколько рисунков Г.Никольского к книге П.Барто "Поход за змеями": http://www.rgali.ru/object/236107214/H_10686091?lc=ru.


ПРИМЕЧАНИЕ:
Автор этого поста, Тавьев Максим, на следующий день сделал статью о Георгии Никольском в Википедии, - конечно же, на материалах этого поста и под своим же именем. Википидисты посчитали, что участник Википедии Тавьев Максим и Тавьев Максим, автор блога "Архив Веры Чаплиной", - это совершенно разные лица, и один у другого украл матерьял.

И вот что они предлагают: "...поскольку никаких доказательств тождества Вас и автора того текста в ЖЖ на данный момент нет. Если автор того поста в ЖЖ действительно Вы, то удалите его там, и к этой статье больше претензий не будет. А пока что нарушение ВП:АП налицо. С уважением, --Ferdinandus 17:45, 9 ноября 2013 (UTC)"

Приносить в жертву гораздо более информативный пост, да к тому же с комментариями наших замечательных читателей, - это было бы пределом глупости. Поэтому я ставлю здесь это примечание - для того чтобы господа из Википедии смогли удостовериться в полном единстве и самотождестве Максима Тавьева и оставить статью о Георгии Никольском в покое.
Текст статьи о Никольском опубликован в Википедии мною на условиях лицензии CC-BY-SA
С уважением, Максим Тавьев.
.
Tags: `Акимушкин И.И., `Ватагин В.А., `Горлов Д.В., `Мантейфель П.А., `Никольский Г.Е., `Скребицкий Г.А., «Мурзилка», КЮБЗ, автографы, библиотека имени Веры Чаплиной, википедия, издания Московского зоопарка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →