?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несмотря на то, что Д.В.Горлов уже более полувека признан одним из классиков отечественного анималистического жанра, в интернете (да и в печатных изданиях) о нем до сих пор нет ни одного более-менее связного обзора жизни и творчества. Даже в Википедии о художнике Горлове не было статьи - вплоть до написания этого материала.

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРЯЮЩИХ ИЗ ВИКИПЕДИИ:
Тавьев Максим, автор этого поста, сделал статью о Дмитрии Горлове в Википедии на материалах этого поста и под своим же именем.
Текст статьи о Дмитрии Горлове опубликован в Википедии мною на условиях лицензии CC-BY-SA
С уважением, Тавьев Максим.




Дмитрий Владимирович Горлов (02.11.1899 – 08.08.1988), русский график, скульптор, мастер декоративно-прикладной пластики, один из основоположников отечественной анималистики. Заслуженный художник РСФСР (1974).

Его дед, Петр Николаевич Горлов (1839 – 1915), знаменитый русский инженер-геолог, общественный деятель, один из пионеров в разработке угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Средней Азии и Уссурийского края. В его честь назван город Горловка, Донецкой области, два горных перевала, а также хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня.



У Петра Николаевича Горлова и дочери французского подданного Софии Петровны Миллер, сочетавшихся браком в 1862 году, было семеро детей. Дочери Софья и Елена были актрисами, Надежда – концертмейстером Мариинского театра в С.-Петербурге. Старший сын Владимир, выпускник Горного института, работал также заведующим библиотекой, художником-декоратором, актером. Актером стал средний сын Петр, родившийся в Горловке, агроном по образованию. Он известен как один из организаторов Ленинградского театра юного зрителя, его режиссер, актер, автор ряда пьес. Печатные работы оставил и младший сын Горловых – Николай, занимавшийся общественно-политической деятельностью.
Детство и юность Мити Горлова, родившегося в Петербурге, прошли в подмосковном Богородске, куда вскоре переехали его родители.
Художественные способности мальчика обнаружились очень рано, в два года он уже с увлечением рисовал животных, а в реальном училище был первым по рисунку. Все прочили юному дарованию будущность художника, но искусство казалось юноше несерьезной профессией.
Закончив Богородское реальное училище и в 1919 г. приехав в Москву, Дмитрий Горлов поступает в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Затем переходит на естественное отделение Московского университета, но вскоре уходит и оттуда. И только после этого он окончательно решает стать художником и поступает учиться во Вхутемас (1921-23).
Во время обучения во Вхутемасе Горлов работал в Дарвиновском музее ассистентом у художника-анималиста В.А.Ватагина, а также совместно с художником Д.С.Моором как график.
Но главные уроки художника-анималиста он получил, наблюдая за животными и делая их зарисовки с натуры. Про это с гордостью писал в анкете: «…специальность приобрел в Московском зоопарке».

<

Дмитрий Горлов. Голова льва. 1926

Среди его зоопарковских друзей – 16-летняя Вера Чаплина, которая, несмотря на 8-летнюю разницу в возрасте зовет его Митей. Через 10 лет он будет иллюстрировать ее первую книгу, а их дружба растянется на шестьдесят с лишним лет.



Записная книжка Веры Чаплиной. 1925
РГАЛИ фонд № 3460


Первой самостоятельно оформленной книгой Дмитрия Горлова стала «Лобо, король Куррумпо» Сетон-Томпсона, выпущенная издательством «Синяя птица» в 1923 году:




Здесь еще чувствуется значительное влияние лаконично-экспрессивной черно-белой графической манеры Моора, но в последующие годы Горлов, сохраняя лаконизм, стремится к утонченной фактурной конкретности в передаче облика животных, которая придает особое своеобразие его работам зрелых лет.




Барсуки. «По следам» (книжка-картинка). 1930





Голова жирафа. 1942
Монотипия. 37х28 см.


В 1928 г. Василий Ватагин приводит Дмитрия Горлова в Детгиз. Старший наставник сыграл в жизни своего ученика важнейшую роль, не только открыв ему путь в большое искусство, но и проведя по многим нужным дорогам профессии. Вместе они иллюстрировали несколько книг, среди которых «Живет, растет, движется» Софьи Федорченко (1931):



Следующую книгу С.Федорченко «Звери» (1933) Д.Горлов иллюстрирует самостоятельно, и здесь уже узнается характерная пластика его будущих керамических работ:





Вместе с Ватагиным Горлов работал и над скульптурными группами животных – для нового входа в Московский зоопарк (1936):



(фотография конца 1940-х)



В 1939-40 годах, вероятно, не без протекции своего учителя и старшего товарища, Горлов принимает участие в оформлении павильонов ВСХВ рельефами и резной решеткой:



Декоративная решетка. Павильон Дальневосточного края на ВСХВ. 1939
Дерево. 215х160 см


Однако, удивительный факт: тесное сотрудничество двух сильных и своеобразных художников не сблизило их почерки, оба сохранили творческую свободу. Но этих мастеров сближает самое главное: интерес и любовь к животным, служение общей анималистической теме.
Из письма Василия Ватагина – Дмитрию Горлову (начало 1960-х):
«Митя, дорогой и милый! Вот уже сорок лет, вернее один год прошел с того прекрасного времени, как судьба познакомила нас!… Помню, сидел я в зоопарке и драконил фазанов для Мензбира, и появился ты, востроглазый юноша, знакомиться со мной – и долго с этих пор ты сохранял свой юношеский облик и слыл моим «сынком». Теперь мы оба поседели и наши возрасты сблизились. Уже сорок лет живем мы с тобой рядом, заняты общим делом – «построением анимализма» – кое-когда я помогал тебе, и ты, всегда принципиальный и прямой, исправлял мои, к несчастью, нередкие ошибки…Таруса и Аскания, общие интересы и симпатии соединили нас, и сердечная близость не оскудевает…»

В 1933-34 годах Горлов с головой погружается в новую и увлекательную тему: он рисует звериный «детский сад», который организовала в Зоопарке Вера Чаплина.
Отдельные рисунки публикует в «Мурзилке»…



«Мурзилка» № 5, 1934



…но основной материал собирает для книги, которую в это время по заказу Детгиза пишет Чаплина.
В 1935 году их первая большая совместная работа увидела свет:




Форзац книги…





…и 3 из 85 страниц, украшенных рисунками Горлова:















На материале площадки молодняка Чаплина и Горлов делают еще две книжки для самых маленьких: «Медвежонок Рычик и его товарищи» (1936) и «Рычик и Ласка» (1947):







Обе книжки можно посмотреть полностью: http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/15359.html

Кроме того, «Малыши с зеленой площадки» вошли, как составная часть, во вторую большую книгу Чаплиной «Мои воспитанники» (1937), но многие свои рисунки Горлов переработал для нового издания, которое он иллюстрировал вместе с Георгием Никольским.
Некоторые из этих рисунков показаны здесь: http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/38646.html

Вероятно, именно развитие детской темы привело Горлова к декоративной анималистической пластике малых форм. Промежуточным этапом на этом пути стала его работа во Всесоюзном научно-экспериментальном институте игрушки в середине 1930-х. Дмитрий Горлов разработал более ста образцов игрушек из дерева и папье-маше, многие из которых были с движением, с шарнировкой. Пользовался успехом его слоненок, выполненный из различных деталей. Он двигал ушами и хоботом, мог то степенно, как взрослый слон, выхаживать, то озорно бежать. А горловский щенок поворачивал голову и, в зависимости от градуса поворота, был то грустным, то веселым.



Слоненок. Игрушка. 1935
Резина. 9х15х5,5 см


В 1943 году Дмитрия Горлова назначают главным художником Гжельского керамического завода, где он создает модели фарфоровых скульптур животных. Многие из них производились потом на других фарфоровых предприятиях, в том числе на Ленинградском фарфоровом заводе. С 1958 года Горлов работает на Дмитровском фарфоровом заводе («Вербилки»).



Рысенок. 1953
Фарфор, надглазурная роспись. 23х17х8 см






Медвежонок на пне. 1957
Роспись подглазурная полихромная. Высота 8 см






Дикобраз (карандашница). 1953
Автор модели Д.В.Горлов, роспись В.М.Городецкого
Фарфор, надглазурная роспись, кобальт, золото. 7х11х16 см



В 1940-50-е годы Горлов постоянно экспериментировал, расширяя диапазон возможностей керамики: терракотовая скульптура, статуэтки, керамические многокрасочные панно, настенные барельефы, декоративные изразцы и т.д.



Погоня. Изразец. 1943-44
Майолика. 20х17 см








Лесной заповедник. Рельеф из четырех частей. 1957
Терракота. 70х310 см
Левая и правая части рельефа



К Дмитрию Горлову приходит международный успех – его фарфоровые статуэтки 1958 года «Ослик», «Зебра», «Жирафа», «Зубробизон» в том же году были удостоены на Всемирной выставке в Брюсселе золотой медали «За верность национальным традициям».



Зебра. 1958
Фарфор, надглазурная роспись. 21х10х4 см



Параллельно Горлов работает и в жанре монументальной скульптуры. С 1946 по 1958 год он создает серию из восьми горельефов к памятнику Крылову (автор С.Д.Шапошников; открыт в г. Калинине в 1959 г.). По сторонам от памятника установлены 4 стелы, на каждой из которых смонтированы по 2 горельефа с известными персонажами басен Крылова (высота каждого горельефа в бронзе – 2 метра, ширина – 1 метр 30 см):














Книжные иллюстрации Дмитрия Горлова 1940-х -1950-х годов, пожалуй, повторяют наработки предвоенного десятилетия:



Ёж
Иллюстрация в книжке-картинке Г.Скребицкого «Зоозагадки». 1944






«Зимовье зверей». Русская народная сказка в обработке М.Булатова. 1951






Лиса
Д.Горлов «Про птиц и зверей» (текст Г.Скребицкого и В.Чаплиной). 1952






В.Чаплина. «Малыши в зоопарке». Мурзилка 1953. № 2






Д.В.Горлов. 1960-е

С 1949 г., после смерти своей первой жены, Ольги Серовой (1890-1946), дочери живописца Валентина Серова, Горлов построил дом на берегу Оки, в поселке Соколова Пустынь, с этим домом связаны последние сорок лет его жизни. Отсюда он отправлялся в заповедники Пущино и Аскания Нова. Этот дом существует и в наши дни, в нем находится частный Дом-музей Д.В. Горлова.
Он пережил и вторую жену, которая перед смертью просила его съехаться с ее дочерью (собственных детей у него не было), чтобы та могла ухаживать за ним. Дмитрию Владимировичу было уже за восемьдесят, и ему было уже трудно менять привычную обстановку. Но все же Горлов выполнил просьбу умершей жены и, обменяв свою московскую квартиру, съехался с ее дочерью. А через очень короткое время та буквально выжила его из новой московской квартиры – на дачу в Соколову Пустынь.
Старому и уже весьма больному художнику одному там жить было совершенно невозможно, и Горлова взяли к себе жить Серовы, родственники первой жены. Об этом он рассказал Вере Чаплиной, когда приезжал к ней в гости в апреле 1988 года. Вера Васильевна тогда без обиняков сказала ему: «Митя, тебе надо жениться на какой-нибудь одинокой женщине, она будет за тобой ухаживать, а ты завещаешь ей свою дачу». На что Дмитрий Владимирович ответил: «Дачу я должен оставить Серовым. Понимаешь, они приняли меня в своем доме просто так, без всяких условий, а больше у меня ничего нет…»





Он был исключительно порядочным человеком, и в материально-бытовой жизни особых лавров не снискал. Отдавал себя любимой работе, еще в юности получил репутацию немного странного, «не от мира сего» молодого человека и в преклонные годы остался таким же погруженным в свое творчество.
Пожалуй, он не обладал чувством юмора, и порой его не могли понять даже близкие друзья.
В тот день, приехав к Вере Чаплиной, он подарил ей – так любившей детенышей животных! – рисунки умирающих от голода львят. Наверное, другому художнику она высказала бы жесткие слова об увиденном, но в Мите Горлове она видела большого ребенка и просто воспринимала его таким, как есть.
В ее архиве хранится его рисунок, вероятно, 1960-х годов, который она высоко ценила, как образец прекрасной анималистической работы: «Орел, настигающий зайца».
Загадочная, очень отстраненная вещь. Наверное, столь же отстраненно-строгую красоту художник Дмитрий Горлов умел видеть и воспринимать в природе. Редкий дар.
Но это не «скорбное бесчувствие», а скорее чувственная бесстрастность.






При подготовке поста использованы материалы из архива Веры Чаплиной,
в том числе каталог выставки Д.В.Горлова («Советский художник», М., 1970) со статьей В.Тихановой;
а также интернет-материалы:
http://www.oms.ru/archive/exhibitions/gorlov/index.htm
http://www.vperedsp.ru/statyi/postnews/?id=5350
http://www.museum.ru/N37983

Книги с иллюстрациями Д.В.Горлова можно посмотреть на сайте «Музей детской книги»:
С.Федорченко «Живет, растет, движется» (1931) (http://kid-book-museum.livejournal.com/47860.html)
М.Булатов «Зимовье зверей» (1951) (http://kid-book-museum.livejournal.com/100819.html)
Д.Горлов (текст Г.Скребицкого и В.Чаплиной) «Про птиц и зверей» (1952) (http://kid-book-museum.livejournal.com/50091.html)
Г.Скребицкий «Кто как живет» (1955) (http://kid-book-museum.livejournal.com/410559.html)
Н.Павлова «Мышонок заблудился» (1957) (http://kid-book-museum.livejournal.com/138944.html)
.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
pamela_7
Nov. 3rd, 2013 03:18 pm (UTC)
А можно утащить Ваш чрезвычайно интересный и познавательный пост в книжное сообщество loversbooks
vchaplina_arhiv
Nov. 3rd, 2013 03:23 pm (UTC)
Конечно! Только дайте ссылку.
Спасибо! - pamela_7 - Nov. 4th, 2013 12:19 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо! - vchaplina_arhiv - Nov. 4th, 2013 01:46 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 3rd, 2013 03:21 pm (UTC)
О художнике Дмитрии Горлове
Пользователь trukhina сослался на вашу запись в записи «О художнике Дмитрии Горлове» в контексте: [...] Оригинал взят у в О художнике Дмитрии Горлове [...]
donna_benta
Nov. 3rd, 2013 03:30 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно прочитать и увидеть старые фотографии. Ведь в самом деле такой замечательный художник, достойный персональных альбомов, статей, исследований, и обойден вниманием.
vchaplina_arhiv
Nov. 3rd, 2013 03:48 pm (UTC)
К сожалению, пришлось довольствоваться черно-белыми фотографиями из обычного для тех лет скромного каталога. Единственная цветная фотография - на обложке:



А в интернете, кроме книжных работ на сайте "Музей детской книги", есть только немного снимков его работ в фарфоре, да рельефы к памятнику Крылову. Вот и все.
(no subject) - donna_benta - Nov. 3rd, 2013 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vchaplina_arhiv - Nov. 3rd, 2013 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - donna_benta - Nov. 3rd, 2013 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vchaplina_arhiv - Nov. 3rd, 2013 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - donna_benta - Nov. 3rd, 2013 05:20 pm (UTC) - Expand
detlit
Nov. 3rd, 2013 05:02 pm (UTC)
Очень интересно!
Спасибо за большую работу!
vchaplina_arhiv
Nov. 3rd, 2013 05:10 pm (UTC)
Вот только, к дню рождения Дмитрия Горлова не поспели.
Позвольте показать Вам еще один его рельеф к памятнику Крылову:



(no subject) - detlit - Nov. 3rd, 2013 05:56 pm (UTC) - Expand
ol_re
Nov. 3rd, 2013 05:39 pm (UTC)
Большое спасибо, очень интересно! Замечательный художник и прекрасный человек.
vchaplina_arhiv
Nov. 3rd, 2013 06:41 pm (UTC)
Можно еще сказать, что он был человек бесхитростный, как-то по-детски прямой в своем серьезном восприятии жизни. Вера Чаплина, будучи моложе его, в сравнении с ним казалась значительно старше.
Мы очень рады, что получился интересный материал о Горлове.
Конечно, хотелось дать побольше его книжной графики, но надо было соблюсти баланс в его работах.
Вот еще одна страница из "Малышей с зеленой площадки":


(no subject) - ol_re - Nov. 3rd, 2013 09:17 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 4th, 2013 12:01 am (UTC)
О художнике Дмитрии Горлове
Пользователь pamela_7 сослался на вашу запись в записи «О художнике Дмитрии Горлове» в контексте: [...] Оригинал взят у в О художнике Дмитрии Горлове [...]
ne_goya
Nov. 4th, 2013 11:32 am (UTC)
Здорово! Истекаю завистью..)
vchaplina_arhiv
Nov. 4th, 2013 01:44 pm (UTC)
Я тебе в утешение гуся бы жаренного послал, с хрустящей корочкой и с яблоками...
Но Дмитрий Владимирович сам был очень умерен в еде и другим желал того же.
А посему вот тебе его лебедь, с лица:




и с оборота:



Д.В.Горлов. Пепельница в виде лебедя. 1950-е

Edited at 2013-11-04 01:46 pm (UTC)
(no subject) - ne_goya - Nov. 4th, 2013 01:53 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 5th, 2013 11:59 pm (UTC)
О художнике Дмитрии Горлове
Пользователь sergej_manit сослался на вашу запись в записи «О художнике Дмитрии Горлове» в контексте: [...] нал взят у в О художнике Дмитрии Горлове [...]
livejournal
Nov. 8th, 2013 04:55 pm (UTC)
Дмитрий Горлов и Георгий Никольский. Сравнение
Пользователь 1_9_6_3 сослался на вашу запись в записи «Дмитрий Горлов и Георгий Никольский. Сравнение» в контексте: [...] тов смотрите в журнале «Архив Веры Чаплиной»: http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/40287.html [...]
escargon
Feb. 13th, 2014 11:47 am (UTC)
Тоже очень интересные иллюстрации. Виден и характер животных и характер художника:)
vchaplina_arhiv
Feb. 13th, 2014 12:39 pm (UTC)
Вот Горлов как раз - один из "штучных" анималистов-профи, и при этом настоящий, тонкий художник
(no subject) - escargon - Feb. 13th, 2014 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vchaplina_arhiv - Feb. 13th, 2014 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - escargon - Feb. 13th, 2014 02:03 pm (UTC) - Expand
livejournal
Dec. 12th, 2015 02:22 pm (UTC)
О художнике Дмитрии Горлове
Пользователь i_can_o_0 сослался на вашу запись в своей записи «О художнике Дмитрии Горлове» в контексте: [...] нал взят у в О художнике Дмитрии Горлове [...]
livejournal
Jun. 10th, 2016 05:54 pm (UTC)
Горлова... Соколова Пустынь
Пользователь volhovm6 сослался на вашу запись в своей записи « Горлова... Соколова Пустынь» в контексте: [...] Ну и о самом Художнике. Оригинал взят у в О художнике Дмитрии Горлове [...]
livejournal
Jun. 12th, 2016 04:12 pm (UTC)
О художнике Дмитрии Горлове
Пользователь dmitryjewski сослался на вашу запись в своей записи «О художнике Дмитрии Горлове» в контексте: [...] Оригинал взят у в О художнике Дмитрии Горлове [...]
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

1930-е
vchaplina_arhiv
vchaplina_arhiv

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner