?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Удивительно, но этот пост составлен в основном по материалам, найденным в интернете.
Малеевских фотографий в архиве Веры Чаплиной практически нет – при том, что писательница десятки (!) раз была в Доме творчества «Малеевка» – с 1960-х по 1991 год (да и пишущие эти строки там тоже бывали не раз…). Так уж вышло.
А прежней Малеевки, увы, уже не существует.
Тем особеннее для нас стало знакомство во френдленде несколько лет назад с журналисткой Мариной Бернацкой (http://sapporo2.livejournal.com/), для которой Малеевка осталась ярким воспоминанием – литературным и личным.
Надеемся, что этот пост станет для нее новогодним подарком.

Дом творчества писателей «Малеевка» находился почти в ста километрах от Москвы, под Рузой. С Белорусского вокзала нужно было ехать до станции Дорохово; в субботу и в воскресенье к электричке дважды в день от дома творчества ходил свой автобус, встречавший и провожавший гостей. Через двадцать минут (16 км) автобус сворачивал с шоссе направо в лес и вскоре подъезжал к воротам Дома творчества:






Почти сразу за воротами дорога вела к мосту через пруды:




Обратите внимание на раскрытые книги в обрамлении венков – атмосфера писательского творчества задавалась, что называется, с порога.
Пруд по правую руку от моста…





…и по левую:


Снято с моста. Справа, у обреза кадра виден домик бывшей лодочной станции. Там же располагалась небольшая деревянная пристань. Вот как этот домик выглядел в 1960-х годах:



Марина (справа), внучка Веры Чаплиной, с друзьями по детскому саду.

В Малеевке – на некотором отдалении от корпусов Дома творчества – размещалась и дача писательского детского сада, куда на лето вывозили детей из Москвы. Впрочем, по обычаям того времени детей на выезде старались как можно реже сводить с родителями, так что на снимке запечатлен явно контрабандный вывод трех деток на «писательскую территорию».

От моста дорога через лес поднималась в горку и вскоре поворачивала налево – к площадке у главного корпуса.





Немного истории.
Когда-то здесь располагалась усадьба графа Воронцова, позже – поместье купца Малеева, а после 1886 года поместье перешло в собственность издателя и редактора журнала «Русская мысль» Вукола Михайловича Лаврова.
Именно Лавров связал Малеевку с литературой. Он построил дом, развел сад и навсегда переехал сюда из Москвы. В гости к Лаврову приезжали Мамин-Сибиряк, Мельников-Печерский, Достоевский. В 90-х годах здесь часто бывал Чехов. По воспоминаниям А.В.Дорошевской, внучки Лаврова, «…Антон Павлович неоднократно гостил в усадьбе Лаврова, в то время называвшейся Шелковка, по названию ближайшей железнодорожной станции, и обычно жил в мезонине. Участок земли под усадьбу куплен моим дедом у купца Малеева, и название Малеевка привилось впоследствии. В 1912 году станция Шелковка была переименована в станцию Дорохово. Однако и поныне село, находящееся около станции Дорохово, носит название Шелковка. В повести Чехова «Дом с мезонином» усадьба называется Шелковка, и описание ее окрестностей, вида с террасы, через пруд на деревню, въезда по аллее в сад, расположение фруктового сада и т.п. полностью совпадают с характерными чертами усадьбы Лаврова (теперь Дома творчества писателей Малеевка). Сам дом с мезонином был сожжен во время Великой Отечественной войны немцами…»
В 1899 году часть усадьбы приобрел В.А.Гиляровский, живший здесь до 1917 года. «Писательским уголком» звали в начале XX века это место в Москве. А через десять лет после революции, в 1927 году, Пролитфонд заключил договор на аренду хутора Малеевка для создания Дома московских литераторов. Деревянный особняк Лаврова был отремонтирован, но затем Правление Литфонда отказалось от этой затеи. Тогда небольшой коллектив писателей-энтузиастов решил организовать творческую коммуну, взять Дом на собственное содержание. Среди них были Демидов, Замойский, Новиков-Прибой и другие. Обслуживающий персонал состоял из кучера и поварихи, всю остальную работу выполняли сами писатели.
С каждым годом Малеевка привлекала все больше писателей. Кроме постоянных обитателей здесь гостили Алексей Толстой, Серафимович, Сергеев-Ценский, Вересаев, Пришвин, Паустовский, Гайдар, Фадеев. В более поздние годы: Ахматова, Маршак, Заболоцкий, Бергольц, Ахмадулина, Вознесенский, Окуджава, Галич, Солоухин, Тендряков, Распутин, Гамзатов, Айтматов и многие другие.
Московское товарищество писателей построило новый дом и заложило каменный фундамент для еще одного. Но дальнейшему развитию помешала война. Деревянная усадьба сгорела. Нынешнее здание, напоминающее старинные дворянские дома, было построено в 1956 году по проекту архитектора В.П.Огарева. Архитектор учел все пожелания писателей, и здание получилось самым комфортным из всех Домов творчества. На втором этаже главного корпуса имелась огромная, роскошная, с полками из красного дерева до самого потолка библиотека с тысячами редких книг, справочниками. Библиотека выписывала десятки журналов, включая иностранные, множество газет, оттого она пользовалась любовью писателей, которые непременно дарили ей свои книги с автографами.




Величественный главный корпус с колоннами, построенный в стиле позднего русского классицизма, соединялся с двухэтажным жилым флигелем зимним садом. С редкими растениями, цветами, карликовыми деревьями, огромными фикусами в кадках. Писатели четырежды в день ходили в столовую через эти малеевские сады-оранжереи без зимней одежды. Между фикусами в кадках и карликовыми деревьями архитектор разместил уютные скамейки из тяжелого дуба.



Флигель. Справа – переход в корпус со столовой, кинозалом и библиотекой.






У входа в корпус со столовой. На этой фотографии балюстрада еще есть, хотя и в полуразрушенном виде. Еще в 1980-е годы здесь стояла чудесная плетеная мебель: диван, кресло и стол.
На заднем плане – галерея-переход во флигель.






Вера Чаплина (справа) со знакомой у входа в корпус со столовой.
В ожидании автобуса на станцию.
1982 г.




Давайте войдем в вестибюль перед столовой:



Съемки интерьеров сделаны в конце 1990-х – начале 2000-х. А еще в 1980-х ниши по бокам от входной двери были свободны: в правой стояли три кресла и журнальный столик с газетами (дальше была комната медпункта), в левой нише тоже стояли пара кресел и столик, а также помещалась телефонная будка для переговоров с Москвой (по 15 коп.). К телефону почти всегда была очередь.
Развернемся немного левее:



Левая ковровая дорожка ведет в столовую, она располагалась прямо напротив входа в здание.
По обе стороны от двери в столовую было два гардероба: слева сидела гардеробщица, справа никаких вазонов и зеркального простенка не было.





Заглянем в столовую.
Левая сторона…




…и правая:



Вера Чаплина с Мариной обычно сидели за дальним столом в левом ряду, лицом к зеркалу – это была очень удобная позиция для наблюдения за входящими. Кроме того, в правом крыле за колоннами располагался «шведский стол» с овощами, солениями и особо любимой всеми печеной картошкой (к обеду).

Строго говоря, это была не столовая, а ресторан, так как блюда заказывали накануне за завтраком, и за едой столы обслуживали официантки. Вот сохранившийся бланк заказа Веры Чаплиной с шуточной подписью на обороте одного из ее соседей по столу, переводчика Валентина Корчагина, – относительно позиции «полдник»:






РГАЛИ фонд № 3460




Выйдем из столовой: перед лестницей на второй этаж еще в 1980-е годы находился большой мраморный бюст Серафимовича на постаменте – вместо него в 1990-х появилась пальма в кадке:






Поднимемся на второй этаж:



Фойе перед кинозалом







Над лестничной площадкой, вид из фойе







Бильярдная комната







Кинозал




Minolta DSC

Вид с заднего фасада (со второго этажа). Площадка с балюстрадой – сзади ресторана, слева от нее – галерея-переход во флигель. Впереди – склон оврага.







А вот интерьер галереи-перехода. Зимний сад.
После ремонта, проведенного зимой 1985/86 гг. из сада исчезли скамейки, большие плетеные кашпо, зато на стенах появились безвкусные бра и керамические вазоны какого-то предприимчивого грузинского дизайнера.




Перейдем в жилой флигель.



Коридор с номерами. После ремонта 1985/1986 года каждый номер был оборудован индивидуальным санузлом. Часть номеров была двухкомнатными, со спальней и кабинетом.






Лестница, но уже без ковровой дорожки.
А в конце 1980-х, поднимаясь по ее мягким ступеням на второй этаж, вы вдруг попадали в небольшой холл с антикварной мебелью XIX века, карельской березы с бронзовыми накладками: диван, стол, несколько кресел.
Внизу лестница вела в физиотерапевтические кабинеты. Напротив лестницы на 1-ом этаже располагались два врачебных кабинета.






Вера Чаплина обычно останавливалась на втором этаже в правом крыле, окнами на площадку перед корпусом. Вид из окон был почти таким:







Где-то в глубине справа располагалось поле с большим подсобным хозяйством для столовой Дома Творчества. Там была и оранжерея. В таком запустении она пребывала в феврале 2008 года:





А еще не так давно она была такой:






И в дополнение – ссылка на воспоминания писателя Рауля Мир-Хайдарова, там есть еще несколько интересных малеевских зарисовок:
http://klauzura.ru/2012/10/raul-mir-haidarov-s-pismennogo-stola-pisatelya-chast-1-vot-i-vsyo-ya-pishu-vam-s-vokzala-memuary/
.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
vchaplina_arhiv
Jan. 4th, 2013 12:26 pm (UTC)
Конечно, этот пост, наверное, интересен только узкому кругу тех, кто полюбил Малеевку. Но для них-нас все эти узнаваемые картины и детали, все эти глубокие малеевские традиции - очень греют душу.
Александр Балаганов
Mar. 31st, 2018 07:29 pm (UTC)
Каждая картинка просто переносит назад в детство. Вкус кортошечки, пруд с причалом, бильярдная, кинозал, где с другими детьми мы играли в постановке. А ещё первая детская любовь по имени Наташа и очень очень много собак, которых с каждым годом увеличивалось)
Спасибо вам за эту статью)
vchaplina_arhiv
Mar. 31st, 2018 07:48 pm (UTC)
Жаль только, что никто не выкладывает фотографии и воспоминания о Малеевке. Рассчитывали на книгу "Милая сердцу Малеевка" (2001), но пусть простят составители - полнейшее разочарование...
Александр Балаганов
Apr. 2nd, 2018 10:46 am (UTC)
Обязательно свожу своего дедушку туда. Он будет приятно удавлен.

Кстати вопрос. Почему снесли главное здание?
vchaplina_arhiv
Apr. 2nd, 2018 02:43 pm (UTC)
Насчет сноса главного здания - вопрос интересный. По давней традиции он должен был скорее сгореть с уникальной библиотекой и замечательной старинной мебелью. Но так как всё разворовали до того, пожар был неуместен.
Название же осталось! Шашлыки, банька, охранники, русские березки... Что еще нужно для простого русского менеджера?

vitum
Jan. 4th, 2013 01:10 pm (UTC)
У меня в библиотеке имеется артефакт, относящийся к Малеевке.
Как-то, не то в 70-х, не то в 80-х приобрёл я два сборника Евтушенко, сданных букинистам. Оба - 1959 г., московский и тбилисский. И оба были надписаны поэту Сергею Васильеву. Вероятно, после смерти Васильева кто-то распродавал библиотеку. И в одной из книг обнаружился конвертик. Воспроизвожу его внешний вид и содержимое.
Inber
vchaplina_arhiv
Jan. 4th, 2013 01:41 pm (UTC)
Спасибо, Виктор! Замечательный артефакт!
Получается, что Вера Инбер отмечала свое 70-летие в Малеевке. Судя по времени - "к трем часам" - можно предположить, что она устраивала застолье в этой самой малеевской столовой-ресторане (собственно обед традиционно протекал там с двух до трех).
Возможно, сзади, на террасе, так как летом в самом ресторане тьма народу, чуть ли не в две смены обедали.
livejournal
Jan. 4th, 2013 03:27 pm (UTC)
Воспоминания о Малеевке
Пользователь messie_anatol сослался на вашу запись в записи «Воспоминания о Малеевке» в контексте: [...] Оригинал взят у в Воспоминания о Малеевке [...]
il_ducess
Jan. 4th, 2013 04:36 pm (UTC)
Как хорошо Огарев построил. Полное впечатление усадьбы 19 века.
vchaplina_arhiv
Jan. 4th, 2013 05:48 pm (UTC)
Да, там была во всем облике и ритме построек такая основательность и неторопливость, что было полное ощущение старой барской усадьбы.
И внутреннее устройство было очень хорошо продумано, то есть пропорции сочетались с практической стороной дела как-то очень уютно, там были замечательные уголки для уединения и т.д.

Только вот господам из "Сбербанка" было абсолютно начхать на весь этот дух, на все традиции, на все имена, на историю. Они просто снесли весь этот главный корпус с флигелем. И всё.

il_ducess
Jan. 4th, 2013 06:14 pm (UTC)
К сожалению современным господам не только из Сбербанка начхать на все наши традиции имена и историю.
oldmitrich
Feb. 7th, 2015 05:53 pm (UTC)
Ой, и твой коммент здесь?
Тебе тоже случалось бывать в Малеевке?
il_ducess
Feb. 8th, 2015 06:11 pm (UTC)
Нет не случалось:)))
У меня не было знакомых писателей:)
oldmitrich
Feb. 8th, 2015 10:03 pm (UTC)
Да у меня тоже...
Я просто был женат на писательской дочке...
"Жописы" и "Дописы" - помните такую категорию "совграждан"?
И даже шапка "для писателей третьей категории", воспетая Войновичем, у меня была!
Честное слово.
Из кролика "повышенной пушистости"...
il_ducess
Feb. 9th, 2015 09:52 am (UTC)
:)
livejournal
Jan. 6th, 2013 08:11 pm (UTC)
Воспоминания о Малеевке
Пользователь chukcha_v_chume сослался на вашу запись в записи «Воспоминания о Малеевке» в контексте: [...] Оригинал взят у в Воспоминания о Малеевке [...]
livejournal
Dec. 23rd, 2013 03:50 am (UTC)
Воспоминания о Малеевке
Пользователь toomth сослался на вашу запись в записи «Воспоминания о Малеевке» в контексте: [...] нал взят у в Воспоминания о Малеевке [...]
oldmitrich
Feb. 7th, 2015 05:52 pm (UTC)
В дни юности довелось раз провести в Малеевке зимние студенческие каникулы.
40 лет с гаком прошло с тех пор, а всё - нет-нет, да и вспомнится...
Чудесное место было!
...Жаль, что увлёкся фотографией лишь много лет спустя.
1_9_6_3
Feb. 7th, 2015 06:55 pm (UTC)
А у меня, увы, получилось лишь несколько неудачных кадров...



Октябрь 1989 г.
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

1930-е
vchaplina_arhiv
vchaplina_arhiv

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner